В то время как морская отрасль ищет пути достижения амбициозных целей по нулевым выбросам, ядерная энергетика вновь выходит на сцену как жизнеспособное и все более привлекательное решение для декарбонизации дальних морских перевозок. Набирает обороты волна партнерств, регуляторных инициатив и технологических прорывов, сигнализируя о том, что маятник общественного мнения и отраслевых стандартов может качнуться в пользу атомных судов.
Ключевым шагом стало создание в марте 2024 года альянса NEMO (Nuclear Energy Maritime Organization) по инициативе судостроительной компании HD Hyundai и ведущих мировых игроков в атомной энергетике. Цель NEMO — помочь национальным и международным регуляторам, таким как Международная морская организация (ИМО) и МАГАТЭ, в разработке стандартов для развертывания, эксплуатации и вывода из эксплуатации плавучих атомных энергоблоков. Альянс призван устранить пробелы в регулировании на стыке морской и ядерной отраслей.
Движущей силой этого возрождения стали малые модульные реакторы (ММР). Их компактная и по своей сути безопасная конструкция, по мнению экспертов, таких как Lloyd’s Register, может сделать их идеальным решением для морского применения. Исследование Европейского агентства по морской безопасности (EMSA) подтвердило, что реакторы четвертого поколения предлагают надежные и безопасные варианты энергоснабжения, а ядерные двигатели обеспечивают почти нулевые выбросы парниковых газов, устраняя при этом локальные загрязнители воздуха.
Идея получает поддержку и на высшем уровне. Генеральный секретарь Международной морской организации (ИМО) Арсенио Домингес подтвердил, что Комитет по защите морской среды рассматривает ядерные двигатели как одно из перспективных топливных решений будущего. В июне 2025 года Комитет по безопасности на море ИМО согласился начать пересмотр устаревшего «Кодекса безопасности для ядерных торговых судов», чтобы адаптировать его к современным технологиям, включая ММР и концепцию полностью электрического судна.
Пока регуляторы обновляют правила, промышленность не стоит на месте. Разрабатываются конкретные проекты: Lloyd’s Register и CORE POWER изучают возможность создания атомного контейнеровоза, VARD представила проект NuProShip для оценки ММР четвертого поколения, а HD Korea Shipbuilding & Offshore Engineering уже показала прототип контейнеровоза, работающего на ММР. В США запущена программа Liberty, нацеленная на развертывание плавучих АЭС к середине 2030-х годов, а в Великобритании создается нормативная база для поддержки ММР на коммерческих судах.
Несмотря на очевидные преимущества, такие как долгосрочная экономическая выгода по сравнению с традиционным топливом, остаются серьезные вызовы. Общественное восприятие, отсутствие готовой инфраструктуры, вопросы утилизации радиоактивных отходов, кибербезопасность и необходимость разработки специализированных программ обучения для экипажей требуют пристального внимания. Важнейшей задачей также является создание единой системы страхования и распределения ответственности.
Ядерная энергетика уверенно прокладывает себе путь в качестве одного из ключевых направлений декарбонизации судоходства. Недавние встречи главы МАГАТЭ Рафаэля Гросси с греческими судовладельцами и отчеты о возможности использования плавучих АЭС для питания центров обработки данных с искусственным интеллектом показывают, что пересечение морских ядерных технологий с другими отраслями открывает новые горизонты. Успех этого «ядерного ренессанса» будет зависеть от тесного сотрудничества между регуляторами, лидерами отрасли и международными организациями, чтобы атомные реакторы в море были не только эффективными, но и безопасными.