Судоходная отрасль готовится к историческому событию: до 30 сентября 2025 года компании впервые должны будут оплатить свои выбросы углекислого газа в рамках Системы торговли выбросами ЕС (ETS). Согласно анализу консалтинговой компании Drewry, основанному на данных европейской отчетности, финансовая нагрузка на индустрию окажется весьма существенной.
В 2024 году около 13 тысяч судов, работающих в регионе, совокупно выбросили в атмосферу примерно 90 миллионов тонн CO2. Это на 14% больше, чем в предыдущем году. Аналитики связывают такой рост в том числе с геополитической напряженностью, из-за которой суда были вынуждены выбирать более длинный маршрут вокруг мыса Доброй Надежды вместо короткого пути через Суэцкий канал.
Наибольший вклад в загрязнение внес контейнерный сектор. Несмотря на то, что на него приходится всего 16% судов, он ответственен за 34% от общего объема выбросов CO2. Этот дисбаланс подчеркивает высокую углеродную интенсивность контейнерных перевозок.
Исходя из текущей цены на квоты (около 70 евро за тонну), общая сумма платежа за 2024 год, которую предстоит внести судоходным компаниям, оценивается в 2,9 миллиарда долларов США. По прогнозам Drewry, по мере завершения переходного периода и включения в систему всех парниковых газов к 2026 году, ежегодные затраты отрасли могут возрасти до 7,5 миллиарда долларов, если объемы выбросов останутся на прежнем уровне.
В среднем каждое пассажирское судно или паром типа RoPax, заходившее в порты ЕС, заплатит около одного миллиона долларов, в то время как средний чек для контейнеровоза составит примерно 500 тысяч долларов. В ответ на новые расходы судоходные гиганты, такие как Maersk, CMA CGM и Hapag-Lloyd, уже вводят прозрачные надбавки для клиентов, чтобы покрыть стоимость квот. Одновременно они предлагают «зеленые» услуги, например, доставку на судах, использующих биотопливо или зеленый метанол, под брендами ECO Delivery, ACT+ и Ship Green.
Для снижения будущих издержек компании активно инвестируют в декарбонизацию: модернизируют флот для повышения энергоэффективности, переходят на альтернативные виды топлива и применяют современные покрытия корпуса для уменьшения трения. Новые регуляторные меры, такие как инициатива FuelEU Maritime и ожидаемые глобальные стандарты от Международной морской организации (ИМО), призваны еще больше ускорить этот процесс.
Включение судоходства в ETS ЕС знаменует собой конец эпохи добровольных мер по сокращению выбросов. Теперь загрязнители несут прямую финансовую ответственность, что должно стать мощным стимулом для внедрения инноваций, повышения эффективности и долгосрочной конкурентоспособности в индустрии, взявшей курс на нулевые выбросы.