Международный газовый союз опубликовал свой «Глобальный отчет о газе за 2025 год», в котором природный газ назван наиболее масштабируемым и гибким решением для удовлетворения растущих потребностей в электроэнергии и стабилизации энергосистем. По мнению экспертов, газ остается незаменимым элементом для обеспечения энергетической безопасности в постоянно меняющемся мире. Он позволяет генерировать энергию с меньшими выбросами по сравнению с углем и нефтью, а также служит стабилизирующим фактором на фоне роста электрификации, увеличения доли возобновляемых источников и таких неопределенностей, как экстремальные погодные явления.
2024 год стал переходным для мирового рынка природного газа и сжиженного природного газа (СПГ), характеризуясь ограниченной динамикой после периода высокой волатильности. Глобальный спрос на газ вырос на 1,9% по сравнению с 2023 годом, достигнув 4122 миллиардов кубометров, в основном за счет роста в Азии и Северной Америке. Основным сектором потребления осталась электроэнергетика, где спрос дополнительно подогревался аномальной летней жарой. Предложение также увеличилось, а торговля СПГ продемонстрировала рост одиннадцатый год подряд, достигнув 555 миллиардов кубометров. Лидерами по экспорту СПГ остались США, Катар и Австралия.
В начале 2025 года наметились региональные различия в динамике спроса. В первом полугодии основной рост был зафиксирован в Европе (+6,1%) и Северной Америке (+1,5%). Торговля СПГ продолжила расширяться благодаря резкому увеличению европейского импорта, который вырос на 23,6% для удовлетворения регионального спроса и заполнения хранилищ. Напротив, активность азиатских покупателей была более сдержанной из-за высоких спотовых цен. Ожидается, что в 2025 году мировой спрос на газ продолжит расти и увеличится на 71 миллиард кубометров.
«На фоне роста общего спроса на энергию наши энергосистемы расширяются и становятся все более сложными в управлении по мере распространения электрификации. В отчете этого года подчеркивается жизненно важная роль газа в поддержке прерывистых возобновляемых источников энергии для обеспечения надежного электроснабжения, необходимого для прогресса человечества и глобального роста», — заявил Андреа Стегер, президент Международного газового союза.
Долгосрочные прогнозы показывают, что мировой спрос на энергию будет расти в течение следующего десятилетия, особенно в преддверии 2030 года. Ключевым драйвером роста станет Азия, где ожидается резкое увеличение энергопотребления в Китае и Индии. Однако новые вызовы, такие как волны жары, вызванные изменением климата, и бум центров обработки данных для искусственного интеллекта, создают дополнительную нагрузку на энергосистемы, требуя надежных и гибких источников энергии. Существует риск дефицита предложения СПГ, который, однако, может быть смягчен вводом в эксплуатацию к 2030 году новых мощностей по сжижению газа объемом около 270 миллиардов кубометров.
В отчете подчеркивается, что для покрытия потенциального дефицита и снижения энергетической неопределенности необходимы целенаправленные инвестиции в поставки, инфраструктуру и хранение природного газа и СПГ. По мере того как возобновляемые источники энергии, такие как ветряная и солнечная генерация, становятся центральным элементом глобальных энергосистем, природный газ играет решающую роль в их поддержке. Нестабильность такой генерации создает проблемы для планирования и надежности сетей. Хотя аккумуляторы могут помочь со сглаживанием суточных колебаний, их емкости недостаточно для обеспечения безопасности поставок в течение длительных периодов.
Газовая генерация на сегодняшний день является наиболее отработанным, гибким и масштабируемым решением для поддержки энергосистем. Она обеспечивает надежную диспетчеризацию во время безветренной и пасмурной погоды, а также может компенсировать выработку электроэнергии во время засух и аномальной жары. Параллельно с интеграцией газа в мировой энергобаланс отрасль активно работает над снижением выбросов и повышением эффективности. Это включает электрификацию производственных процессов, усовершенствование систем обнаружения и устранения утечек, а также внедрение технологий улавливания и хранения углерода (CCUS).
Газовая промышленность также продвигает низкоуглеродные технологии. Огромный потенциал имеет биометан, который полностью совместим с существующей газовой инфраструктурой. В Европе его производство стимулируется специальными тарифами, и аналогичные механизмы могли бы поддержать развитие чистого водорода. Набирают обороты и проекты CCUS, которые все чаще рассматриваются как жизненно важный инструмент декарбонизации. Недавно Глобальный центр морской декарбонизации (GCMD) в своем отчете по проекту Project CAPTURED указал на необходимость повышения коммерческой привлекательности улавливания углерода на борту судов за счет создания специализированных рынков и промышленных партнерств.
Авторы отчета заключают, что ускорение разработки низкоуглеродных газов зависит от стимулирования долгосрочного спроса. Это обеспечит разработчикам предсказуемость доходов, необходимую для привлечения финансирования, принятия инвестиционных решений и скорейшего выхода на коммерческий уровень, что в конечном итоге ускорит процесс декарбонизации.