Мировой флот делает ставку на газ: заказы на СПГ-суда бьют рекорды



Глобальная судоходная отрасль переживает масштабную трансформацию, все активнее обращаясь к сжиженному природному газу (СПГ) как к более чистой альтернативе традиционным видам морского топлива. Согласно новому отчету международной коалиции SEA-LNG, в первой половине 2025 года было зафиксировано рекордное количество заказов на новые суда, способные работать на СПГ. Эта тенденция подчеркивает решительный сдвиг в стратегии судовладельцев в сторону более экологичных технологий.

Цифры говорят сами за себя. За первые шесть месяцев текущего года судоходные компании заказали 87 новых двухтопливных судов на СПГ, что значительно превышает показатель в 53 судна за аналогичный период 2024 года. Общий мировой флот таких судов, находящихся в эксплуатации и в портфеле заказов, достиг уже 1369 единиц. Лидируют в этом процессе крупные контейнеровозы, однако технология активно проникает также в круизный, танкерный и балкерный сегменты. Если учесть специализированные газовозы, общее число судов на газомоторном топливе превышает 2400, что составляет более 10% мирового торгового флота по валовой вместимости.

Бурный рост флота подкрепляется и расширением инфраструктуры для заправки, или бункеровки. Крупнейшие мировые порты сообщают о буме продаж СПГ. Так, в Роттердаме объемы выросли на 7% в первом квартале 2025 года по сравнению с прошлым годом, а Сингапур за пять месяцев показал рост на 18%. Особенно впечатляющий рывок зафиксирован в Шанхае, где спрос на бункеровку СПГ взлетел более чем на 60%. Год также ознаменовался несколькими знаковыми операциями, включая первую бункеровку контейнеровоза с судна на судно в Лонг-Бич, США, и первую подобную операцию на Ближнем Востоке.

Эксперты подчеркивают, что СПГ — это не конечная цель, а ключевой этап на пути к декарбонизации. Следующим шагом становится переход на сжиженный биометан (СБМ), также известный как bio-LNG, — возобновляемое топливо, получаемое из органических отходов. «Поскольку инфраструктура для СПГ продолжает стремительно расширяться, СБМ становится реальностью, и его бункеровка быстро растет в Европе, в основном благодаря таким нормам, как FuelEU Maritime. СБМ — это центральный следующий шаг на пути СПГ к декарбонизации», — отметил Стив Эсо, главный операционный директор SEA-LNG. Этот вид топлива уже применяется на самых разных типах судов по всей Европе.

Выбор в пользу СПГ обусловлен не только экологическими соображениями, но и четким экономическим расчетом. Анализ, представленный в отчете, показывает, что двухтопливные двигатели, работающие на СПГ, имеют сравнительно короткий срок окупаемости — около 4,5-5 лет по сравнению с использованием традиционного низкосернистого мазута. В то же время альтернативные варианты, такие как аммиак и метанол, не окупают вложения в 15-летнем горизонте, что делает их менее привлекательными для судовладельцев сегодня.

Это делает «путь СПГ» наиболее практичной и экономически оправданной стратегией для отрасли, чтобы соответствовать жестким требованиям новой рамочной программы по достижению нулевых выбросов. «Анализ затрат на соблюдение требований показывает, что путь СПГ предлагает наилучшую окупаемость в рамках стратегии Международной морской организации (ИМО). Но более того, этот путь предлагает судовладельцам и операторам доступ к широкой глобальной инфраструктуре, топливной вариативности, сокращению локальных выбросов и проверенной безопасности», — подчеркнул Питер Келлер, председатель SEA-LNG. По его словам, это практические моменты, которые отрасль должна учитывать для реалистичного достижения своих климатических целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *