Судоходство снижает углеродный след вопреки кризису в Красном море



После рекордного роста, вызванного конфликтом в Красном море, углеродные выбросы в сфере морских контейнерных перевозок демонстрируют первые признаки восстановления. Согласно анализу компании Xeneta, во втором квартале 2025 года отраслевой Индекс углеродных выбросов (CEI) впервые за год опустился ниже базовой отметки в 100 пунктов, достигнув значения 97,4. Это свидетельствует о заметном улучшении экологической эффективности мирового торгового флота.

Резкий скачок выбросов в 2024 году был напрямую связан с геополитической напряженностью. Большинство контейнеровозов были вынуждены отказаться от транзита через Суэцкий канал и следовать более длинным маршрутом вокруг мыса Доброй Надежды. Это привело к увеличению расхода топлива и, как следствие, к ухудшению показателей на ключевых торговых путях, соединяющих Дальний Восток со Средиземноморьем, Северной Европой и побережьем Северной Америки. В пиковый период четвертого квартала 2024 года индекс достиг исторического максимума в 104,8 пункта.

Несмотря на то, что большинство судов и в 2025 году продолжают огибать Африку, текущие показатели выбросов почти вернулись к докризисному уровню. Во втором квартале 2023 года, до эскалации конфликта, индекс составлял 95,9 пункта. Сегодняшний показатель всего на 1,5% выше, что говорит о значительном росте операционной эффективности судов. Аналитики полагают, что в случае возобновления безопасного судоходства через Красное море глобальные выбросы могут упасть значительно ниже уровней, наблюдавшихся до кризиса.

Эта тенденция подтверждается и на отдельных маршрутах. Например, на направлении из Дальнего Востока на Западное побережье США, которое не затронуто кризисом в Суэцком канале, индекс уже десятый квартал подряд держится на рекордно низком уровне. Это доказывает, что, несмотря на геополитические трудности, отрасль добилась реального прогресса в снижении своего углеродного следа за последние годы.

Однако на экологические показатели влияет не только география маршрутов. Важную роль играют мировые торговые потоки и экономическая политика. Например, стремление обогнать введение американских торговых тарифов заставило суда увеличивать скорость на трансатлантических рейсах, что привело к росту расхода топлива и выбросов на маршруте из Северной Европы на Восточное побережье США. В то же время изменение объемов грузов и уровня загрузки судов может как улучшать, так и ухудшать показатели эффективности.

Ключевым фактором остается и размер судов. На маршруте из Северной Европы в Южную Америку, не связанном с Красным морем, выбросы выросли на 15% за год. Причиной стало использование перевозчиками менее крупных и, следовательно, менее эффективных с точки зрения выбросов на тонну груза судов, которые были переброшены с других направлений для управления провозными мощностями.

Для грузовладельцев эти данные становятся важным инструментом при выборе перевозчика. Хотя цена и надежность доставки остаются приоритетом, при схожих коммерческих предложениях экологическая эффективность может стать решающим фактором. Согласно исследованию Xeneta, во втором квартале 2025 года лидерами по самым низким показателям выбросов на ключевых маршрутах стали судоходные компании CMA CGM и HMM.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *