Согласно последнему отчету FOBAS Fuel Insight от Lloyd’s Register, в первой половине 2025 года качество мирового бункерного топлива оставалось на высоком уровне, несмотря на растущее разнообразие топливных смесей. Результаты исследования показывают, что усовершенствованные методы тестирования, обмен данными и операционные практики помогают судовладельцам адаптироваться к более чистым видам топлива и строгим ограничениям по содержанию серы.
Анализ проб, проведенный Консультативной службой по анализу бункерного топлива (FOBAS) Lloyd’s Register, продемонстрировал, что подавляющее большинство образцов соответствовало спецификациям и было пригодно к использованию. Так, только 3,5% проб топлива с очень низким содержанием серы (VLSFO) не соответствовали стандартам, при этом лишь незначительная их часть была непригодна для эксплуатации. Например, всего 0,6% образцов VLSFO превысили установленный Приложением VI к конвенции МАРПОЛ предел в 0,50% с учетом 95% доверительного интервала. В то же время стабильность по осадку показала разные результаты в крупных портах: в одних наблюдались постоянные проблемы, тогда как другие поставляли значительно более стабильное топливо. Дистиллятные виды топлива, в свою очередь, сохранили свою предсказуемость, оставаясь премиальным выбором для операций, требующих строгого контроля качества.
Ключевыми тенденциями первой половины 2025 года стали устойчивое развитие и диверсификация топлива. Распространение биотопливных смесей на основе метиловых эфиров жирных кислот (FAME), в частности B30, заметно выросло в таких портах, как Сингапур, Альхесирас и Антверпен. Этому способствовала нормативная ясность, внесенная решениями 83-й сессии Комитета по защите морской среды Международной морской организации (ИМО) и стандартом ISO 8217:2024, которые подтвердили, что смеси с содержанием биотоплива до 30% рассматриваются как обычное топливо, что упрощает соблюдение норм по выбросам NOx. Тестирование FOBAS до настоящего времени не выявило системных проблем при эксплуатации таких смесей.
В отчете также отмечается растущий переход к прямому измерению теплотворной способности с помощью калориметрии для более точного учета пониженного энергосодержания биотопливных смесей. Компании, внедрившие этот метод, сообщают о более точном прогнозировании расхода, улучшенном планировании рейсов и снижении вариативности затрат. Изменения в законодательстве также продолжают влиять на выбор топлива. С 1 мая 2025 года в Средиземном море, получившем статус Зоны контроля выбросов серы (SECA), вступил в силу лимит на содержание серы в 0,10%, что заставило операторов пересмотреть стратегии управления топливом.
«Судовладельцы сегодня сталкиваются с более сложным топливным ландшафтом, чем когда-либо прежде. Наши последние выводы показывают, что качество остается высоким, а соблюдение норм — строгим, но успех все больше зависит от проактивного тестирования, принятия решений на основе данных и тесного сотрудничества между поставщиками и операторами. Этот подход будет иметь важное значение по мере того, как отрасль ускоряет свой переход к топливам с низким и нулевым содержанием углерода», — отметил Усман Мухаммад, менеджер по продукту FOBAS.
Заглядывая вперед, можно сказать, что, хотя регуляторные обновления для биотоплива обеспечивают более четкий путь для его внедрения, операторам предстоит решать новые технические задачи. Наряду с этим, включение морской отрасли в Систему торговли выбросами ЕС (EU ETS) и инициатива FuelEU Maritime, вероятно, создадут дополнительные стимулы для перехода на биотопливо, что приведет к росту рынка его поставок. Это, в свою очередь, создаст вызовы в плане доступности и стоимости, а также потребует четкого понимания нормативных требований и управления рисками, связанными с качеством новых топливных смесей.
Параллельно продолжается разработка и внедрение топлив с нулевым или почти нулевым содержанием углерода, таких как метанол, водород и аммиак. Эти новые виды топлива поднимают ряд вопросов, требующих решения, но в обозримом будущем они станут важной частью общего топливного баланса наряду с традиционными судовыми, дистиллятными и «готовыми к применению» топливами.