Судоходная отрасль, находящаяся под растущим давлением необходимости сокращения углеродных выбросов, активно ищет жизнеспособные альтернативы традиционному топливу. Среди множества вариантов, таких как биотопливо, метанол и аммиак, особо выделяется сжиженный биометан (Bio-LNG). По данным британского клуба взаимного страхования UK P&I Club, его ключевое преимущество заключается в возможности немедленного применения и полной совместимости с существующей инфраструктурой для сжиженного природного газа (СПГ).
В недавней аналитической статье на сайте клуба были представлены выводы из детального обсуждения с участием Ансумана Гоша, технического директора, и Йийонга Хе, основателя и директора компании Straits Bio LNG. Основное внимание было уделено Bio-LNG – углеродно-отрицательному топливу, производимому из обильных отходов маслопальмовой промышленности Юго-Восточной Азии. Этот регион обладает огромными запасами сырья, большая часть которого складируется в открытых прудах, выбрасывая в атмосферу значительные объемы метана.
Компания Straits Bio LNG закупает или производит сжатый биометан из жидких и твердых отходов производства пальмового масла, таких как сточные воды пальмовых маслобоен (POME) или пустые фруктовые грозди (EFB). Таким образом, решаются сразу две задачи: создается экологически чистое бункерное топливо и утилизируются промышленные отходы. В то же время суда, работающие на СПГ, ищут более «зеленые» варианты топлива, и до недавнего времени связь между этими двумя возможностями отсутствовала.
Впрочем, внедрение нового топлива не лишено проблем. Организация Transport & Environment (T&E) выразила обеспокоенность по поводу использования сточных вод пальмовых маслобоен в биотопливе для ЕС, указывая на риски мошенничества и несоответствия в отчетных объемах. Кроме того, в отличие от стабильных поставок с газовых месторождений, сбор биогаза из отходов сопряжен с изменчивостью качества и сложностями в работе с владельцами сырья. Однако, как пояснил Йийонг Хе, «к счастью, маслопальмовая промышленность в Малайзии – это хорошо организованный корпоративный бизнес, построенный на долгосрочных контрактах, где интересы владельца сырья и производителя биогаза совпадают».
Для обеспечения прозрачности и надежности своей цепочки поставок, от сбора отходов до сжижения газа, Straits Bio LNG привлекает независимых аудиторов, таких как Bureau Veritas. Уже сейчас спрос на Bio-LNG превышает предложение, что стимулирует планы по расширению производства. В отличие от европейской модели «массового баланса», компания поставляет 100% физический сжиженный биометан.
С точки зрения экономики, Bio-LNG предлагает меньше вызовов, чем другие альтернативы. Биометанол значительно дороже, зеленый аммиак сталкивается с проблемами безопасности и масштабирования, а различные виды электронного топлива требуют огромных объемов возобновляемой энергии. Ожидается, что цена на Bio-LNG будет примерно в 2,5 раза выше, чем на ископаемый СПГ, но при этом он остается более конкурентоспособным, чем биометанол. Производители отдают предпочтение долгосрочным контрактам на срок от 10 лет.
Для судовладельцев переход на Bio-LNG является максимально плавным, поскольку он может напрямую заменять ископаемый СПГ в существующих судовых двигателях без каких-либо модификаций. Это позволяет сохранить производительность судов и избежать серьезных капиталовложений. Таким образом, Bio-LNG представляет собой реалистичный путь к достижению климатических целей Международной морской организации (ИМО) на 2030 и 2050 годы. Как заключил Йийонг Хе, «технология и рынок уже существуют. Нам нужно успеть на этот поезд. В гонке за декарбонизацию судоходства этот поезд уже отправляется со станции, и Bio-LNG вполне может оказаться одним из самых быстрых и практичных билетов на борт».