Международная федерация владельцев танкеров по ограничению загрязнения ITOPF выпустила отчет, посвященный метанолу как альтернативному судовому топливу. В документе особое внимание уделяется уникальным последствиям разливов этого вещества, обусловленным его физико-химическими свойствами.
Согласно Стандартной европейской классификации поведения веществ SEBC, метанол относится к категории растворителей, которые испаряются. При инциденте именно опасные свойства метанола, такие как высокая воспламеняемость, взрывоопасность и токсичность, будут определять первоочередные действия и меры экстренного реагирования.
При попадании в морскую среду метанол остается на поверхности, быстро растекаясь и одновременно растворяясь в толще воды и испаряясь. Пары, поднимающиеся с поверхности моря, не сразу уходят вверх из-за своей плотности, превышающей плотность воздуха, и могут распространяться над землей или водной поверхностью. Облако паров метанола имеет большую зону воспламеняемости по сравнению с более легкими и летучими СПГ и водородом, которые быстро поднимаются и рассеиваются. Масштаб распространения облака паров зависит главным образом от интенсивности разлива и погодных условий. Даже при умеренном ветре воспламенение облака паров и последующий пожар могут распространиться обратно к источнику утечки, пока концентрация метанола не упадет ниже нижнего предела воспламеняемости или огонь не будет потушен.
Метанол и его пары чрезвычайно легко воспламеняются в диапазоне концентраций в воздухе от 6% до 36,5%. Это значительно шире, чем у традиционных видов топлива, например, у дизельного топлива диапазон составляет всего 0,6–5,5%. Температура вспышки метанола составляет 12 °C – это минимальная температура, при которой выделяется достаточно паров для образования горючей смеси с воздухом. Важно отметить, что пламя метанола при дневном свете почти невидимо.
В открытом пространстве разлив метанола приведет к образованию тонкого слоя на большой площади. Лишь небольшая зона вблизи утечки может достичь концентрации выше 6%, необходимой для возгорания. Однако в замкнутом пространстве, где пары не могут рассеяться, даже небольшая утечка способна создать взрывоопасную смесь. Хотя внутри топливного бака концентрация метанола близка к 100% и находится вне диапазона воспламеняемости, при утечке образуется плотное облако паров. Смешавшись с воздухом до концентрации между нижним и верхним пределами воспламеняемости, эта смесь может загореться. Немедленное воспламенение, вероятно, приведет к быстрому пожару.
Из-за широкого диапазона взрываемости даже малые утечки метанола несут риск пожара или взрыва, особенно в замкнутых пространствах, где достаточно искры или горячей поверхности. Возгорание паровоздушной смеси может перейти в детонацию, вызвав мощный взрыв. В определенных условиях, обычно при пожаре, возможен взрыв кипящей жидкости с расширением паров (BLEVE), если температура в резервуаре превысит точку кипения метанола (64,5 °C), а системы сброса давления откажут. Взрыв может создать опасное избыточное давление, приводящее к разрушениям и разлету обломков.
Высокие концентрации паров метанола в замкнутых пространствах вытесняют кислород, создавая риск удушья. Пары тяжелее воздуха и не рассеиваются в невентилируемых помещениях. Основные пути острого отравления метанолом – вдыхание паров и контакт с кожей. Легкое отравление напоминает алкогольную интоксикацию (головная боль, головокружение, тошнота, нечеткость зрения). При значительном воздействии после скрытого периода (10–48 часов) могут развиться тяжелые симптомы: сильные боли в животе, временная или постоянная слепота, кома и смерть от дыхательной недостаточности. Это происходит из-за метаболизма метанола в токсичные формальдегид и муравьиную кислоту. Для серьезных последствий требуется длительное воздействие высоких концентраций.
Скорость рассеивания метанола зависит от перемешивания воды под действием течений и волн. Несмотря на влияние множества факторов, в открытом море метанол, вероятно, рассеется до нетоксичных уровней (менее 1%) значительно быстрее, чем нефтяные углеводороды. Период его полураспада оценивается от одного до семи дней, в основном за счет биоразложения. Поскольку метанол встречается в природе, существуют микроорганизмы, способные окислять его до углекислого газа и воды. Испарение также играет важную роль в его удалении из морской среды.
Учитывая быстрое снижение концентрации метанола в воде, его низкую токсичность для водных организмов и малый потенциал биоаккумуляции, прямой экологический ущерб от разливов ожидается незначительным. Интенсивное биоразложение может привести к временному дефициту кислорода в закрытых акваториях, но это явление будет кратковременным из-за нестойкости метанола.
В связи с коротким временем пребывания метанола в морской среде и его высокой летучестью, претензии, возникающие в результате инцидентов, будут существенно отличаться от претензий при разливах нефти. Затраты на ликвидацию последствий будут связаны не с традиционной очисткой, а с контролем источника утечки, тушением пожаров, мониторингом (с помощью моделирования, датчиков на дронах или подводных аппаратах) и возможной откачкой бункерного топлива. Иски, связанные с длительными операциями по очистке, маловероятны.
Однако претензии в связи с травмами и гибелью людей могут быть значительными. Риски пожара, взрывов, воздействия токсичных и удушающих паров создают угрозу для жизни и здоровья экипажа, пассажиров, персонала близлежащих объектов и населения. Ущерб окружающей среде, вероятно, будет локализованным. Возможны пост-аварийные исследования для оценки ущерба, но меры по восстановлению, если и потребуются, будут минимальными и ограниченными небольшой территорией.
В отличие от разливов нефти, где претензии по возмещению ущерба имуществу связаны с очисткой, в случае с метанолом ущерб чаще будет результатом пожара или взрыва. Это может потребовать дорогостоящего структурного ремонта или полной замены объектов. Экономические убытки могут включать потери от закрытия или перебоев в работе порта, простои судов, повреждение или уничтожение имущества, гибель продукции аквакультуры, потери из-за запретов на рыболовство, а также проблемы с водозаборами и снижение туристического потока.