Мировое судоходство стоит на пороге серьезных перемен. С 1 августа 2025 года вступают в силу новые поправки к Приложению VI конвенции MARPOL, которые обяжут суда вести куда более детальный учет расхода топлива. Это решение, принятое Международной морской организацией (ИМО), является ключевым шагом на пути к повышению прозрачности и экологической ответственности морской индустрии.
Отныне суда должны будут собирать и передавать данные не просто об общем потреблении горючего, а о его расходе каждым отдельным потребителем на борту – от главных двигателей до вспомогательных установок. В отчетность также войдут сведения о потреблении топлива во время стоянки, когда судно «не в пути», использовании береговой электроэнергии, пройденном расстоянии с грузом и внедрении инновационных технологий, направленных на экономию ресурсов. По сути, регулятор хочет видеть полную картину энергоэффективности каждого судна.
Для сбора этих детализированных данных ИМО рекомендует использовать в первую очередь высокоточные методы: установку расходомеров или постоянный мониторинг уровня топлива в танках. Если применение этих методов невозможно, допускаются альтернативные варианты, такие как метод вычитания или оценочные расчеты. Однако их использование придется строго обосновать, а в случае с оценкой – предварительно согласовать методику с морской Администрацией.
Важным нововведением стало уточнение понятий «в пути» и «не в пути». Теперь под периодом «в пути» понимается исключительно время морского перехода на крейсерской скорости. Любые операции, такие как постановка на якорь, дрейф, перегрузка с судна на судно или прохождение каналов, где скорость снижается, будут считаться периодом «не в пути». Это, по мнению экспертов, таких как Lloyd’s Register, подталкивает отрасль к переходу от ежедневной отчетности к более точной, рейсовой, что позволит четче оценивать эффективность каждого перехода.
Судовладельцам и операторам флота предстоит обновить свои Планы по повышению энергоэффективности судна (SEEMP, часть II) и получить их одобрение до начала сбора данных по новым правилам. Хотя поправки вступают в силу с 1 августа 2025 года, полноценный сбор расширенных данных для всех судов станет обязательным с 1 января 2026 года, чтобы обеспечить целостность отчетности за весь календарный год.
Эти меры – не просто очередное бюрократическое усложнение. Это часть глобального тренда на декарбонизацию и усиление экологического контроля. Требуя тотального учета каждой капли топлива, Международная морская организация закладывает фундамент для будущих, еще более строгих экологических стандартов, делая морские перевозки более «зелеными» и ответственными.