Комитет по защите морской среды (MEPC) Международной морской организации (IMO) на своей 83-й сессии, прошедшей в штаб-квартире IMO в Лондоне с 7 по 11 апреля 2025 года, сделал важный шаг в направлении снижения углеродного следа судоходства. Участники сессии одобрили план работы по созданию нормативно-правовой базы для использования систем улавливания и хранения углерода непосредственно на борту судов (OCCS). Эта технология позволяет захватывать диоксид углерода, образующийся при работе судовых двигателей, до его попадания в атмосферу, что открывает новые возможности для декарбонизации отрасли.
Помимо работы над OCCS, комитет утвердил новые руководящие принципы для проведения испытаний и бортовых измерений выбросов метана (CH4) и закиси азота (N2O) от судовых дизельных двигателей. Контроль за этими газами приобретает все большее значение, поскольку они обладают значительно более высоким парниковым эффектом по сравнению с CO2, и их точный учет необходим для комплексной оценки воздействия судоходства на климат.
Для продвижения работы в этих направлениях была возобновлена деятельность Корреспондентской группы по измерению и верификации выбросов парниковых газов, отличных от CO2, и бортовому улавливанию углерода. Перед группой поставлены конкретные задачи. Во-первых, необходимо доработать методику измерения и проверки фактических коэффициентов выбросов метана и закиси азота, а также значений «проскока» топлива для судовых дизельных двигателей. Во-вторых, группа должна разработать детальную нормативную базу для применения систем OCCS, опираясь на утвержденный комитетом план работы. Результаты своей деятельности группа представит в виде письменного отчета на следующей сессии комитета, MEPC 84.
Старший оценщик рисков UK P&I Club Акшат Арора говорит, что технология улавливания углерода на борту судов обладает значительным потенциалом для декарбонизации морского судоходства. Однако, как и в случае с другими новыми технологиями, ее успех зависит от ряда факторов. К ним относятся технические усовершенствования, которые позволят создавать системы, совместимые с условиями эксплуатации на судах и ограниченным пространством. Важна также коммерческая целесообразность, на которую будут влиять доступность и стоимость альтернативных видов топлива, а также цена на углеродные выбросы. Кроме того, решающими факторами станут общая доступность технологии и формирование четкого регуляторного ландшафта.