Страховой клуб Skuld опубликовал важное предупреждение о рисках, связанных с хранением и транспортировкой сжиженного природного газа (СПГ) на специализированных судах, таких как газовозы, плавучие хранилища (FSU) и плавучие регазификационные установки (FSRU). Эти рекомендации призваны повысить безопасность операций в стремительно растущем секторе морских перевозок СПГ.
Основная опасность заключается в физических явлениях, известных как «расслоение» и «опрокидывание». Сжиженный газ хранится при температуре около -160°C. Проблема возникает, когда в один и тот же танк попадают две разные партии СПГ с различной плотностью и составом. Если они не смешиваются должным образом, жидкость может разделиться на слои, что и называется расслоением. Это состояние нестабильно и может привести к опрокидыванию.
Термин «опрокидывание» описывает внезапное и быстрое смешивание этих слоев внутри танка. Этот процесс провоцирует резкое и неконтролируемое увеличение испарения газа, что приводит к стремительному росту давления в грузовом танке. Последствия могут быть катастрофическими: от аварийного сброса легковоспламеняющегося газа в атмосферу через предохранительные клапаны до серьезного структурного повреждения судна в худшем случае.
Специалисты отмечают, что экипажи могут заранее распознать признаки надвигающейся опасности. Ключевыми индикаторами расслоения являются изменения в профилях плотности и температуры газа в танке. Парадоксально, но одним из предвестников опрокидывания является временное снижение скорости испарения газа, за которым следует резкий скачок.
По мнению экспертов Skuld, наиболее эффективным методом предотвращения этих явлений является загрузка СПГ в пустые грузовые танки. Согласно отраслевым руководствам, пустым считается танк, содержащий менее 800 кубометров СПГ, хотя этот показатель может варьироваться в зависимости от типа и размера судна. Также крайне важно тщательно планировать погрузочные операции, заблаговременно запрашивать сертификат качества на новую партию газа и сравнивать ее плотность с остатками на борту.
Кроме того, для предотвращения расслоения необходимо правильно выбирать метод загрузки. Если поступающий груз плотнее того, что уже находится в танке, следует использовать верхнюю заливку для лучшего перемешивания. Если же новый газ легче, необходимо применять нижнюю заливку. Увеличение скорости погрузки также способствует более эффективному смешиванию и снижает риски. Для установок FSRU дополнительным фактором безопасности является поддержание высокого темпа регазификации, что уменьшает время для возможного расслоения жидкости в танке.