С 2025 года судоходство в Средиземном море ждут значительные изменения в связи с введением Международной морской организацией (IMO) статуса Зоны контроля выбросов оксидов серы и твердых частиц (SECA). В частности, уже сейчас власти информируют о новых требованиях для судов, заходящих в порты Турции.
Согласно новому регулированию, все суда, находящиеся в пределах установленной зоны SECA в Средиземном море, обязаны использовать судовое топливо с максимальным содержанием серы «0,10%» по массе. В качестве альтернативы допускается применение других методов соответствия, предусмотренных Приложением VI Конвенции MARPOL.
Важно отметить, что Турецкие проливы, включая пролив Чанаккале, Босфор и Мраморное море, не входят в обозначенную зону SECA. Тем не менее, согласно внутренним турецким правилам, суда, стоящие у причала или на якоре в турецких водах, уже сейчас должны использовать бункерное топливо с содержанием серы не более «0,10%». При этом суда, следующие транзитом через турецкие воды (за исключением средиземноморской части), могут использовать топливо с содержанием серы до «0,50%».
В случае наличия на борту различных видов топлива, переход с топлива с содержанием серы «0,50%» на «0,10%» должен быть выполнен заблаговременно до прибытия судна в зону с ограничением «0,10%» или непосредственно при входе в нее, а обратный переход – сразу после выхода из такой зоны.
Суда, дрейфующие в ожидании прохода через Турецкие проливы или находящиеся на якорной стоянке менее двух часов, освобождаются от необходимости перехода на топливо с содержанием серы «0,10%». Это исключение не распространяется на зоны, определенные в резолюции IMO MEPC.361(79).
Основываясь на рекомендациях турецких властей, Vitsan советует судоходным компаниям и экипажам принять во внимание ряд мер для обеспечения соответствия новым требованиям. Необходимо иметь на борту запас топлива, соответствующего лимиту серы «0,10%», а также подтверждающие документы о его поставке.
Требуется тщательно пересмотреть и документировать процедуры по переходу с одного вида топлива на другой. Все операции на борту должны выполняться строго в соответствии с установленными процедурами.
Особое внимание следует уделить повышению осведомленности и компетентности соответствующих членов экипажа относительно новых правил и процедур. Важнейшим аспектом является ведение точных записей: необходимо фиксировать количество низкосернистого топлива в танках, а также дату, время и координаты судна в момент перехода на соответствующее топливо при входе в зону SECA и выходе из нее.
Для судов, оборудованных системами очистки выхлопных газов (скрубберами), необходимо документально подтвердить, что работа системы эквивалентна использованию топлива с содержанием серы «0,10%». Соответствующие записи о работе скрубберов должны регулярно вестись и храниться на борту.
Несоблюдение установленных лимитов по содержанию серы в топливе повлечет за собой штрафы. Согласно новым положениям турецкого законодательства, к судам, использующим топливо с превышением допустимых норм IMO и Турции, будут применяться финансовые санкции. Тарифы штрафов, которые будут действовать в 2025 году, установлены следующим образом:
Для судов валовой вместимостью до 1000 тонн (включительно) штраф составит «1016,88» турецких лир за каждую валовую тонну.
Для судов валовой вместимостью от 1000 до 5000 тонн к базовому штрафу для 1000 тонн будет добавляться «127,10» турецких лир за каждую валовую тонну сверх 1000.
Для судов валовой вместимостью свыше 5000 тонн к суммарному штрафу для 5000 тонн будет добавляться «25,43» турецких лир за каждую валовую тонну сверх 5000.