В Лондоне с 17 по 21 февраля проходит Межсессионная рабочая группа по сокращению выбросов парниковых газов с судов (ISWG-GHG 18), на которой ожидается, что правительства приблизятся к принятию ключевых законов о климате в судоходстве, включая глобальный углеродный сбор.
Отмечается значительный политический импульс для принятия Международной морской организацией (IMO) в 2025 году сбора за выбросы в судоходстве, который станет первым в мире универсальным сбором с любого международного загрязнителя. Более 50 стран Европы, Африки, Азии, Тихоокеанского региона и Карибского бассейна поддерживают этот механизм в IMO, что составляет большинство мирового флота.
Генеральный секретарь Международной палаты судоходства Гай Платтен заявляет, что предложение о сборе, которое в настоящее время поддерживается правительствами, ответственными за большую часть мирового судоходного тоннажа, а также мировой судоходной отраслью, обеспечивает наилучшие и наиболее прагматичные средства для быстрой и масштабной декарбонизации судоходства.
В преддверии февральского заседания сорок восемь стран, Европейская комиссия и отрасль (через Международную палату судоходства) указали, что будущая цена сбора должна находиться в диапазоне от 18 до 150 долларов США за тонну парниковых газов.
Бланаид Ширан, специалист по вопросам политики и климатической дипломатии в Opportunity Green, надеется, что больше стран поддержат универсальную цену, в частности, призывая к высокой начальной цене и распределению доходов справедливым и равноправным образом, чтобы никто не остался в стороне.
Установление цены на выбросы углерода в судоходстве является инструментом, помогающим сократить разрыв в ценах между ископаемым топливом и возобновляемыми источниками энергии, а также генерировать доходы для справедливого перехода. Исследование ЮНКТАД, проведенное по заказу IMO, показало, что сбор в размере 150-300 долларов США за тонну парниковых газов, при правильной организации, является лучшим способом снизить экономическое воздействие декарбонизации судоходства на рост мирового ВВП и способствовать глобальному экономическому равенству.
Недавние отчеты показывают, что дебаты в IMO сузились до двух основных подходов: один поддерживает Глобальный стандарт топлива (GFS) с углеродным сбором, а другой выступает за GFS с системой торговли квотами, но без цены на углерод. 70% мирового судоходного тоннажа в настоящее время поддерживают подход GFS + углеродный сбор. Основные проблемы связаны с пониманием технических и экономических аспектов этих мер, а также с ключевыми вопросами о том, кто будет нести расходы и кто получит выгоду от новой политики. Особое внимание уделяется потенциальным рискам для продовольственной безопасности в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах. Отмечается, что распределение доходов исключительно на инвестиции, связанные с судоходством, может быть недостаточным для удовлетворения потребностей этих стран. Исследования, проведенные в Африке, показывают, что многие сценарии политики могут привести к снижению ВВП по сравнению с обычным сценарием, но сценарии, включающие как высокий углеродный сбор, так и распределение доходов, демонстрируют потенциальный рост ВВП в некоторых странах.
Эксперты подчеркивают, что для того, чтобы сделать судоходство более экологичным, необходимо, чтобы стандарт топлива и сбор соответствовали пересмотру IMO своего Индикатора интенсивности выбросов углерода, который призван способствовать более эффективному и менее интенсивному судоходству с точки зрения выбросов парниковых газов.
Политика обсуждается в рамках «корзины» различных мер, как «экономическая мера», призванная обеспечить согласованное сокращение выбросов справедливым образом: на 30% к 2030 году, на 80% к 2040 году, до нуля к 2050 году. «Корзина» также включает глобальный стандарт топлива (GFS), «техническую меру», направленную на стимулирование использования энергии с нулевым уровнем выбросов на судах, чтобы к 2050 году эффективно полностью обеспечить сектор энергией.
Анаис Риос, специалист по вопросам судоходной политики в Seas At Risk, объясняет, что стремление к высокому сбору должно разблокировать инвестиции для внедрения технологии ветряных двигателей, используя единственный действительно нулевой вид топлива, который легко доступен в открытом море: ветер. Посол Альбон Ишода, специальный посланник Маршалловых островов по вопросам декарбонизации морского транспорта, отмечает, что дебаты больше не ведутся о том, нужен ли сбор, а о том, чтобы он был достаточно сильным и эффективным.
Саймон Кофе, министр транспорта, энергетики, коммуникаций и инноваций Тувалу, подчеркивает, что доходы от этого сбора должны быть направлены тем, кто находится на передовой, — странам, сталкивающимся с экзистенциальными угрозами из-за выбросов, которые они не создавали. Он заявляет, что все остальное аморально и неприемлемо, и что настало время для смелых и решительных действий.