Международный клуб взаимного страхования ответственности судовладельцев The West of England P&I Club (далее – Клуб) сообщает о росте числа инцидентов, связанных с загрязнением окружающей среды судами, работающими в турецких водах и заходящими в порты Турции. В связи с этим, Клуб разработал и опубликовал ряд рекомендаций, направленных на снижение рисков загрязнения. Эти меры предосторожности особенно актуальны в свете ужесточения экологического законодательства Турции и введения новых штрафных санкций за загрязнение окружающей среды с 1 января 2024 года.
Клуб подчеркивает, что судам, следующим транзитом через турецкие воды или планирующим заход в порты Турции, необходимо предпринять все возможные меры для предотвращения любого, даже потенциального, загрязнения. Это включает в себя не только строгое соблюдение всех соответствующих процедур по предотвращению загрязнения, предусмотренных Системой управления безопасностью (СУБ) судна, но и дополнительный инструктаж экипажей. Экипажи должны быть полностью осведомлены о повышенных рисках загрязнения в данном регионе и о строгих требованиях турецкого законодательства.
Ключевые рекомендации Клуба включают в себя проведение экологического инструктажа для всех членов экипажа перед входом в турецкие воды. Особое внимание уделяется операциям с балластными водами: рекомендуется избегать дебалластировки, а при наличии одобренной системы обработки балластных вод (BWTS) – использовать её, тщательно проверяя все датчики и компоненты перед сбросом балласта. Все операции с балластными водами должны быть зафиксированы в судовом журнале.
При использовании системы очистки выхлопных газов (ECGS) рекомендуется использовать её в замкнутом цикле (если это позволяет конструкция системы), чтобы предотвратить попадание потенциально загрязненной воды за борт. Клапаны системы промывки якоря должны быть закрыты, а использование системы в порту запрещено. Желательно использовать экологически чистые смазочные материалы (ELA) в рулевом устройстве и дейдвудной трубе.
Клуб настоятельно рекомендует избегать внутренних перекачек бункерного топлива, льяльных вод и прочих отходов, чтобы минимизировать риск переполнения танков и, как следствие, разлива за борт. При бункеровочных операциях необходимо строго соблюдать все процедуры, обеспечивать герметизацию шпигатов и постоянный контроль со стороны экипажа. Рекомендуется вести видеозапись бункеровочных операций для защиты от возможных претензий в случае случайного разлива. Экипаж должен внимательно следить за возможными утечками на палубе.
Судовые журналы учета мусора и нефтяных операций должны быть заполнены актуальными данными, все записи должны быть проверены на наличие пропусков. Все забортные клапаны должны быть закрыты, опломбированы и зафиксированы в соответствующем журнале. Необходимо проводить регулярные проверки исправности клапанов. Шпигаты на палубе должны быть заглушены, а любые зазоры в палубном ограждении – закрыты.
Клуб также рекомендует избегать гидростатических испытаний палубных трубопроводов и шлангов, а также мытья палуб и надстроек в турецких водах. Очищенная вода из системы сточных вод и «серая» вода должны быть перекачаны в сборный танк и не должны сбрасываться до выхода судна из территориальных вод Турции. Мусорные контейнеры на палубе должны быть проверены на предмет переполнения.
Сброс в турецких водах остатков груза, остатков очистки грузовых помещений, мусора и других веществ категорически запрещен. Корпус судна не должен подвергаться очистке, скоблению или покраске во время стоянки на якоре или у причала. Эти работы рекомендуется проводить за пределами турецких вод.
Если судно находится на судоремонтном заводе, необходимо строго контролировать работу сотрудников верфи и в случае обнаружения халатности или использования неисправного оборудования, письменно информировать об этом руководство верфи.
В случае обнаружения факта загрязнения, капитан судна обязан немедленно связаться с портовыми властями, своим руководством, Клубом и местным корреспондентом. Капитанам рекомендуется самостоятельно фиксировать происходящее с помощью фото- и видеосъемки, а также сохранять все соответствующие доказательства.
Резюмируя, Клуб подчеркивает абсолютный запрет на любые сбросы с судна в турецких водах. Это связано с новыми, значительно увеличенными ставками штрафов за загрязнение окружающей среды, вступившими в силу в Турции с начала 2024 года.