April 17, 2025
Британское Агентство по морскому судоходству и береговой охране (MCA) представило анализ перспектив использования аммиака в качестве судового топлива, рассмотрев его преимущества, сложности, существующие нормативы и руководящие принципы.
Согласно публикации агентства «Процесс MCA для клиентов по альтернативным видам топлива – аммиак», безводный аммиак (NH₃) представляет собой легкий, токсичный газ без цвета. Благодаря своему химическому составу, не содержащему углерода, аммиак рассматривается как топливо с нулевым уровнем выбросов углерода. Однако его токсичность и воспламеняемость создают определенные риски, требующие особых мер при хранении и транспортировке. Это вещество уже находит применение в промышленности и перевозится морским путем в качестве груза.
Для судов валовой вместимостью более 500 тонн MCA в настоящее время регулирует перевозку аммиака как груза в соответствии с Международным кодексом постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (Кодекс IGC), разработанным Международной морской организацией (IMO). В сотрудничестве с операторами и классификационными обществами MCA также регулирует использование аммиака в качестве судового топлива на основе временных руководящих принципов IMO, опубликованных как часть Международного кодекса безопасности для судов, использующих газы или иное топливо с низкой температурой вспышки (Кодекс IGF). Эти принципы применяются через процедуру согласования альтернативных проектных решений.
Для небольших судов, использующих аммиак в качестве топлива, конкретных нормативных требований пока не существует. Каждый такой случай рассматривается индивидуально при участии экспертов из отделов технических операций, регулирования и стандартов, а также технического обеспечения мореплавателей MCA.
Использование аммиака как топлива обладает рядом преимуществ. Он переходит в жидкое состояние при температуре -33°C и атмосферном давлении, что упрощает требования к хранению по сравнению с другими криогенными видами топлива, например, сжиженным природным газом (СПГ). Аммиак потенциально может быть углеродно-нейтральным, если его производить с использованием возобновляемых источников энергии. Его выбросы в течение жизненного цикла значительно ниже, чем у существующих видов судового топлива. Вещество быстро растворяется в воде и подвергается быстрой биодеградации. Кроме того, аммиак можно использовать в существующих судовых дизельных двигателях после соответствующей модификации, одобренной классификационным обществом или признанной организацией. Существующие технологии, такие как процесс Габера-Боша, уже позволяют производить аммиак в промышленных масштабах. Важно отметить, что аммиак перевозится морским транспортом в качестве груза как минимум с 1920-х годов, и за это время были выработаны надежные практики и отраслевые стандарты.
Однако применение аммиака в качестве топлива сопряжено и с серьезными проблемами. Его высокая токсичность требует внедрения усовершенствованных систем безопасности, включая коффердамы и системы инертизации. Необходимость размещения коффердамов может стать проблемой при переоборудовании существующих судов. Коррозионная активность аммиака требует применения специальных материалов для систем хранения и обработки. Более низкая энергетическая плотность по сравнению с традиционными видами топлива означает, что для аммиака требуются топливные баки примерно вдвое большего объема, что особенно сложно реализовать на уже построенных судах. Необходимо также значительно увеличить объемы производства аммиака, чтобы удовлетворить дополнительный спрос со стороны судоходства, поскольку сейчас он производится в основном для других промышленных нужд. Наконец, стоимость аммиака в настоящее время выше, чем у традиционных видов топлива.
IMO разработала временные руководящие принципы по использованию аммиака в качестве топлива. Судовладельцы и операторы, планирующие строить новые суда или переоборудовать существующие для работы на аммиаке, должны руководствоваться этими принципами совместно с Кодексом IGF. В рамках требований Кодекса IGF необходимо представить на рассмотрение Администрации флага и уведомить IMO об альтернативном проектном решении (Alternative Design Arrangement — ADA). Процесс ADA представляет собой проектирование на основе оценки рисков, предусмотренное Конвенцией СОЛАС, которое позволяет выявить основные опасности и риски, связанные с эксплуатацией судна на аммиаке, и принять меры для их снижения до приемлемого уровня, удовлетворяющего Администрацию флага и другие заинтересованные стороны. Полное руководство по процессу ADA изложено в циркуляре MSC.1/Circ.1212, и судовладельцам/операторам рекомендуется тщательно следовать ему перед подачей документов в MCA для утверждения проекта.
Процесс согласования ADA обычно требует нескольких этапов рассмотрения и доработки до получения окончательного одобрения. Количество таких этапов во многом зависит от качества и полноты представленной документации. Поэтому судовладельцам и операторам настоятельно рекомендуется обеспечивать высокий стандарт подаваемых материалов, чтобы минимизировать время, необходимое для согласования. Повторные или схожие проекты, уже прошедшие процедуру ADA, обычно утверждаются значительно быстрее.
MCA совместно с другими государствами-членами IMO продолжает работу над дальнейшим развитием временных руководящих принципов по использованию аммиака в качестве топлива. Ожидается, что в будущем эти принципы будут пересмотрены, окончательно согласованы и включены в основной текст Кодекса IGF.
Для судов валовой вместимостью менее 500 тонн или тех, на которые не распространяются требования Кодекса IGF, может применяться аналогичный процесс, описанный в Руководстве по морскому судоходству MGN 664. Этот процесс также основан на оценке рисков и во многом повторяет процедуру ADA.
Требования к подготовке экипажей для работы с альтернативными видами топлива с низкой температурой вспышки, включая аммиак, в настоящее время охватываются требованиями к подготовке по Кодексу IGF в рамках Международной конвенции о стандартах подготовки, дипломирования моряков и несения вахты (ПДНВ). MCA взаимодействует с учебными центрами для разработки недельного курса по метанолу для судов конвенционных размеров, запуск которого ожидается в середине 2025 года. Базовая подготовка по использованию аммиака в качестве топлива будет включена в учебную программу Великобритании с сентября 2025 года как часть нового учебного плана, разрабатываемого в рамках программы Cadet Training and Modernisation. В долгосрочной перспективе, через IMO, подготовка по альтернативным видам топлива, включая аммиак, будет включена во всеобъемлющий пересмотр Конвенции ПДНВ, который планируется завершить к 2030 году.
После утверждения ADA или соответствия требованиям MGN 664 и связанных с ними планов, оставшаяся часть процесса сертификации следует стандартному маршруту. Он включает освидетельствование судна для подтверждения того, что установка соответствует утвержденным планам, и завершается выдачей окончательных сертификационных документов.