Форум стран-экспортеров газа (GECF) представил девятое издание своего ежегодного обзора Global Gas Outlook (GGO), в котором анализируются ключевые тенденции в мировой торговле газом, охватывающие различные отрасли, включая морские перевозки.
В отчете GECF отмечается, что использование сжиженного природного газа (СПГ) в судоходстве и бункеровке, как ожидается, будет набирать обороты. Прогнозируется, что количество судов, работающих на СПГ, будет увеличиваться на 15% ежегодно до 2030 года. Этот рост обусловлен целями Международной морской организации (IMO) по декарбонизации, расширением инфраструктуры бункеровки СПГ и ценовыми преимуществами СПГ по сравнению с традиционными видами судового топлива.
Ожидается, что в период с 2030 по 2040 год темпы роста замедлятся до 10% в год, поскольку СПГ будет получать все большее распространение, увеличится количество судов, переоборудованных для использования СПГ, и начнут масштабироваться альтернативные низкоуглеродные виды топлива, такие как водород и аммиак. С 2040 по 2050 год прогнозируется дальнейшее замедление темпов роста использования СПГ до 5% в год, поскольку топливо следующего поколения станет более конкурентоспособным. Тем не менее, СПГ останется доминирующим топливом для дальнемагистральных перевозок и энергоемких сегментов судоходства.
Предполагается, что к 2050 году на долю судов, работающих на СПГ, будет приходиться 45-50% мирового коммерческого флота.
Прогнозируется рост спроса на природный газ и в бытовом секторе, главным образом за счет Ирана. Ожидается, что рост населения и усилия по расширению доступа к природному газу в сельских районах будут способствовать увеличению потребления. Политические инициативы по расширению внутренней газораспределительной сети будут продолжать поддерживать эту тенденцию, укрепляя позиции Ирана как основного потребителя газа в регионе.
Транспортный сектор также ожидает рост. Иран, как ожидается, станет лидером в области автомобильного транспорта благодаря политике поддержки и низким ценам на компримированный природный газ (КПГ), что делает природный газ привлекательной альтернативой традиционным видам топлива. В Саудовской Аравии также ожидается умеренный рост использования природного газа в большегрузных автомобилях, поскольку страна стремится сократить внутреннее потребление нефти на транспорте.
Кроме того, прогнозируется, что СПГ будет играть все более важную роль в качестве бункерного топлива, при этом появятся значительные возможности для обслуживания судов, работающих на СПГ, на морских маршрутах, соединяющих Европу и Азию. Это развитие соответствует глобальным тенденциям перехода к более чистым видам судового топлива и позиционирует регион как стратегический центр бункеровки СПГ.
Ожидается, что водород найдет избирательное применение в транспортном секторе, особенно в виде производных, таких как аммиак, метанол и электронное топливо. Прогнозируется, что спрос на водород на транспорте достигнет 26 миллионов тонн к 2050 году, что составит 10% от мирового потребления водорода.
Однако масштабирование применения водорода на транспорте остается сложной задачей с технической и экономической точек зрения, особенно в морском судоходстве. Ключевые ограничения включают токсичность аммиака, широкий диапазон воспламеняемости водорода, а также значительные затраты и логистические сложности, связанные с созданием крупномасштабной инфраструктуры хранения.
Ожидается, что на автомобильном транспорте использование водорода будет сосредоточено на большегрузных автомобилях, особенно на дальнемагистральных перевозках, где его высокая гравиметрическая плотность энергии и возможность быстрой заправки дают явное преимущество перед аккумуляторными электромобилями.
Несмотря на эти целенаправленные достижения, ограниченное внедрение водорода в транспортном секторе в целом, а также неопределенность в развитии технологий и нормативно-правовой базе, привели к пересмотру прогнозов спроса на водород в сторону понижения по сравнению с более ранними оценками, заключает GECF.