Mærsk Mc-Kinney Møller Center for Zero Carbon Shipping (MMMCZCS) провел анализ технических и экономических аспектов по итогам 18-го заседания Межсессионной рабочей группы Международной морской организации (IMO) по сокращению выбросов парниковых газов (ISWG-GHG 18).
По мнению MMMCZCS, мировая морская индустрия продолжает движение к достижению нулевого уровня выбросов. На недавнем заседании ISWG-GHG 18 были отмечены важные достижения и проблемы в разработке среднесрочных мер (MTM) по сокращению выбросов парниковых газов с судов.
В отношении технических мер, MMMCZCS отмечает растущую поддержку надежного стандарта GFS, хотя многие элементы технических мер еще предстоит определить. Значение корректирующей единицы (RU) определяет стоимость несоблюдения требований по снижению интенсивности выбросов парниковых газов, изложенных в MTM. Слишком низкое значение RU не будет стимулировать внедрение топлива и технологий с нулевым или близким к нулю уровнем выбросов (ZNZ). Анализ MMMCZCS показывает, что для стимулирования декарбонизации в соответствии со Стратегией IMO необходимо минимальное значение RU в 450 долларов США. После ISWG-GHG 18 вероятность того, что значение RU будет установлено на этом уровне или выше, увеличилась.
Траектория сокращения выбросов парниковых газов определяет динамику декарбонизации отрасли. В отличие от наблюдений на MEPC 82, темпы сокращения, обсуждавшиеся на ISWG-GHG 18, как минимум, соответствовали базовым уровням амбиций, изложенным в Стратегии IMO. В результате, сейчас существует большая вероятность того, что траектория сокращения в окончательном соглашении будет достаточно амбициозной для обеспечения декарбонизации.
Механизмы гибкости позволят судам, которые сокращают выбросы парниковых газов ниже требуемого уровня, обменивать свои «излишки» с судами, которые не достигают цели. Анализ Центра показал, что включение механизма гибкости снижает как выбросы, так и затраты на переход, стимулируя перевыполнение плана, которое может быть приобретено судами, не способными сменить топливо. После ISWG-GHG 18 MMMCZCS по-прежнему уверен, что какой-либо механизм гибкости будет включен в MTM.
MMMCZCS отмечает, что, несмотря на консенсус в отношении необходимости экономических мер в рамках MTM, сохраняются разногласия по поводу того, должен ли этой мерой быть сбор. Число стран, поддерживающих введение сбора, увеличилось в ходе последнего заседания, но также прозвучали возражения. Важным событием на ISWG-GHG 18 стало внесение потенциального компромиссного предложения с альтернативной экономической мерой по сбору доходов, которое было положительно воспринято многими государствами-членами.
Заинтересованность во включении компромиссного предложения демонстрирует стремление различных сторон найти решение, обеспечивающее стабильные и достаточные доходы. Этот прогресс важен, поскольку доходы могут быть использованы для финансирования важных инициатив, включая поддержку энергии, топлива и технологий ZNZ, смягчение потенциальных негативных последствий регулирования и поддержку усилий по смягчению последствий изменения климата.
Анализ предложений, обсуждавшихся на MEPC 82, выявил высокий уровень неопределенности в отношении определения «технологий, топлива и/или источников энергии с нулевым или близким к нулю уровнем выбросов парниковых газов» в Стратегии IMO. На ISWG-GHG 18 были представлены новые и более подробные предложения по определениям ZNZ, включенные в проект юридического текста. Четкое определение ZNZ будет лучше поддерживать экологичные технологии, которые являются масштабируемыми и могут обеспечить достижение целей по сокращению выбросов парниковых газов, установленных в стратегии.
Распределение доходов остается областью, где государства-члены демонстрируют расходящиеся позиции, и на ISWG-GHG 18 наблюдался незначительный прогресс в достижении консенсуса по этому вопросу. Поэтому на будущих заседаниях потребуется дальнейшее обсуждение.
Менеджер по связям с общественностью MMMCZCS, Мира Бергем, сообщает, что до MEPC 83 осталось всего несколько недель, и центр сохраняет надежду, что государства-члены объединят усилия для сближения позиций и обеспечения справедливого и амбициозного пути к декарбонизации.