Центр Mærsk Mc-Kinney Møller Center for Zero Carbon Shipping (MMMCZCS) опубликовал отчет о концептуальном проекте контейнеровоза-фидера на аммиачном топливе вместимостью 3500 TEU. В отчете подтверждается техническая осуществимость, проработанность систем безопасности и возможность постройки такого судна в ближайшем будущем.
Аммиак, как молекула без углерода, предлагает значительные преимущества в качестве судового топлива. При его производстве с использованием возобновляемой энергии, так называемый «зеленый аммиак», выбросы парниковых газов на всех этапах — от производства до использования — сокращаются до 97% по сравнению с низкосернистым мазутом. При этом выбросы, образующиеся непосредственно при сжигании аммиака, все еще находятся на стадии изучения, и их воздействие на окружающую среду до конца не определено.
Несмотря на экологические преимущества, использование аммиака в судоходстве сопряжено с серьезными трудностями. Ключевые проблемы включают токсичность, коррозионную активность и горючесть аммиака, что создает значительные риски для безопасности людей и окружающей среды. Для снижения этих рисков до «настолько низкого, насколько это разумно практически достижимо» (принцип ALARP) необходима тщательная оценка всех факторов, включая человеческий. Это позволяет на ранних стадиях проектирования внедрять соответствующие инженерные и административные меры контроля.
Работа с аммиаком на борту требует чрезвычайно осторожного обращения, а также внедрения надежных мер безопасности и процедур для управления рисками. Технологическая инфраструктура и бортовое оборудование для работы с аммиаком все еще находятся в стадии разработки, а ключевые компоненты, такие как системы вспомогательного сжигания, нуждаются в дальнейшем усовершенствовании. Кроме того, из-за более низкой объемной плотности энергии аммиака для его хранения требуется почти в три раза больше места по сравнению с судовым газойлем.
В представленном проекте особое внимание уделяется подходу к безопасности и минимизации рисков для экипажа. Конструкторские решения оптимизированы для обеспечения как безопасности, так и эффективного использования пространства на борту. Например, зоны подготовки топлива разделены на небольшие независимые помещения, чтобы ограничить зону поражения в случае утечки. Расположение вентиляционных мачт определяется на основе анализа гидродинамики для минимизации риска воздействия на людей. Резервуар для хранения аммиака оснащается полностью двойным барьером, изолированным межбарьерным пространством, системами контроля давления и дублированными установками повторного сжижения газа.
Проект аммиачного контейнеровоза-фидера уже получил принципиальные одобрения от двух классификационных обществ, что демонстрирует его готовность к практическому применению и строительству.