Клайпедский порт, один из крупнейших портов Балтийского моря, делает значительный шаг к экологически чистому будущему. Порт подписал контракт на установку специальной инфраструктуры, которая позволит паромам, использующим технологию «roll-on/roll-off» (Ro-Ro), получать электроэнергию напрямую с берега. Это нововведение, запланированное к реализации в следующем году, является важным этапом в переходе порта на «зеленые» технологии и демонстрирует приверженность порта как интересам города, так и охране окружающей среды.
Вместо использования традиционного топлива, паромы смогут подключаться к береговой электросети, что значительно сократит выбросы вредных веществ в атмосферу. Для обеспечения этой возможности на Центральном терминале Клайпеды будут установлены три станции подачи электроэнергии, а еще одна появится на Контейнерном терминале. Ожидается, что все они начнут функционировать к 2026 году. Компания UAB Vakarų Resta, ответственная за проведение инфраструктурных работ, проложит кабели от трансформаторных подстанций непосредственно к причалам.
Этот проект – часть масштабной программы по повышению экологичности Клайпедского порта. В дальнейшем планируется закупать электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников, таких как ветряные и солнечные электростанции. Таким образом, порт не только сократит выбросы от судов, но и поддержит развитие «зеленой» энергетики.
Проект частично финансируется Европейским Союзом в рамках программы Connecting Europe Facility (CEF), выделившей на эти цели 8,6 миллионов евро из общей стоимости проекта, составляющей около 11 миллионов евро. В ближайшие годы планируется продолжить электрификацию порта: к 2028 году предполагается оснастить причалы для контейнеровозов, круизных лайнеров и портового флота возможностью подключения к береговому электроснабжению.
Важно отметить, что Европейский Союз активно поддерживает инициативы по декарбонизации транспортной сети. Недавно ЕС объявил об инвестировании 422 миллионов евро через фонд Alternative Fuels Infrastructure Facility (AFIF) в проекты, направленные на ускорение перехода на экологически чистые виды топлива. Эти инвестиции, в частности, включают оснащение девяти портов береговыми электроустановками, что позволит пришвартованным судам использовать более чистые источники энергии вместо традиционного топлива. Кроме того, планируется создание двух установок для бункеровки судов аммиаком и метанолом, предоставляя тем самым альтернативные варианты экологически чистого топлива для морского транспорта.