На 83-й сессии Комитета по защите морской среды (MEPC 83) Международной морской организации (IMO) утвердили проект поправок к Приложению VI MARPOL, касающихся перехода на углеродную нейтральность. Решение принято после пяти дней напряжённых дебатов между странами-членами IMO, где ключевым вопросом стало введение углеродного сбора.
Ряд государств, включая ОАЭ и США, выступили против этого механизма, тогда как малые островные государства Тихого океана активно его поддерживали. В итоге принятая схема предусматривает ограниченные финансовые инструменты для декарбонизации судоходства, включая штрафы за превышение выбросов (Remedial Units) и поощрения за их сокращение (Surplus Units). Однако, по оценкам Transport & Environment (T&E), этих мер недостаточно для масштабного перехода на чистые виды топлива.
Генеральный секретарь Международной палаты судоходства Гай Платтен заявил, что соглашение создаёт основу для инвестиций в безуглеродное топливо, хотя и не даёт полной определённости. Он отметил, что отрасль уже вкладывает миллиарды в экологичные технологии, но для устойчивого перехода необходимы долгосрочные гарантии со стороны производителей энергии.
T&E критикует схему за серьёзные недостатки. По их данным, около 90% избыточных выбросов останутся вне системы штрафов, что снизит её эффективность. Ожидаемые доходы в $10 млрд в год до 2035 года, по мнению организации, не смогут обеспечить достаточное финансирование для справедливого перехода. Кроме того, создание IMO Net-Zero Fund может затянуться, что ещё больше ослабит воздействие мер.
Фаиг Аббасов, директор по судоходству T&E, заявил, что, несмотря на сохранение многостороннего подхода, соглашение может спровоцировать рост использования экологически опасных биотоплив первого поколения, таких как пальмовое и соевое масло. Без строгих критериев устойчивости это приведёт к дополнительным выбросам CO₂ — до 270 млн тонн к 2030 году.
Организация Seas At Risk также выразила обеспокоенность, отметив, что под действие штрафных механизмов IMO попадут лишь 11-13% ежегодных выбросов судов. По их мнению, предложенный сбор недостаточен для масштабирования безуглеродного топлива и поддержки справедливого перехода. Анаис Риос, эксперт организации, заявила, что отсутствие амбициозных целей ставит под угрозу климатические планы, но при этом усиливается голос развивающихся стран, которые больше не готовы ждать действий от развитых государств.