Форум GREEN4SEA: курс на экологичное судоходство

12 марта 2025 года в Афинах, в Культурном центре Фонда Ставроса Ниархоса, состоялся форум GREEN4SEA Athens 2025, посвященный экологичным технологиям в судоходстве. Мероприятие, организованное SAFETY4SEA при поддержке ведущих отраслевых компаний, таких как Jotun, MacGregor и SQE MARINE, собрало экспертов со всего мира для обсуждения актуальных вопросов декарбонизации морской отрасли, глобальных тенденций и изменений в регулировании.

В центре внимания форума оказались неопределенности на пути к декарбонизации, инновационные технологии, потребности отрасли для перехода к низкоуглеродному судоходству, долгосрочные цели, проблемы безопасности, бункеровка и последние изменения стандарта ISO 8217, доступность и готовность к использованию альтернативных видов топлива, стимулирующие меры и механизмы регулирования, сотрудничество в отрасли, справедливый переход к нулевым выбросам, а также вопросы, связанные с человеческим фактором, включая новые навыки и методы обучения, и, наконец, инициативы в области «зеленого» судоходства.

Открывая форум, управляющий редактор SAFETY4SEA Апо Белокас приветствовал участников и спикеров, выразив благодарность спонсорам и партнерам мероприятия. Он отметил, что, несмотря на достигнутый прогресс в декарбонизации, предстоит еще много работы. Белокас подчеркнул необходимость сбалансированной стратегии, которая учитывает не только соблюдение нормативных требований, но и безопасность экипажа, а также финансовую целесообразность для участников отрасли.

В первой сессии, посвященной декарбонизации морского транспорта, технический директор SEEBA Zone, Bureau Veritas, доктор Джон Кокаракис, представил доклад о проблемах и стратегиях декарбонизации, уделив особое внимание соответствию требованиям FuelEU Maritime и среднесрочным мерам IMO. Он отметил, что все эти меры нависают над морской индустрией, как «дамоклов меч». Кокаракис указал, что MEPC 83 станет критически важным событием, поскольку гиганты ЕС и БРИКС скрестят свои мечи и будут бороться за будущее судоходства. Он также представил ключевые стратегии обеспечения соответствия, включая внедрение низкоуглеродного топлива и подчеркнул важность целостного подхода и анализа пробелов, который определяет критические области для перехода.

Региональный директор по предотвращению убытков UK P&I Club, капитан Константинос Г. Каравасилис, рассказал о шагах, необходимых для декарбонизации морской отрасли. Он отметил, что отрасль сталкивается с растущим давлением, направленным на декарбонизацию, и это, к сожалению, дойдет до конечных пользователей, потребителей. Каравасилис добавил, что переход должен быть не только экологически устойчивым, но и экономически жизнеспособным. Он подчеркнул необходимость четких, долгосрочных политических рамок и согласованных на глобальном уровне правил, обеспечивающих стабильность и направление для заинтересованных сторон отрасли. Каравасилис, освещая роль инноваций, отметил важность инвестиций в исследования, разработки и выразил мнение, что ядерная силовая установка — это будущее на пути к нулевым выбросам.

Старший инженер по производительности Latsco Marine Management Inc. Димитрис Митилинис выступил с презентацией, посвященной меняющемуся ландшафту декарбонизации судоходства. Он рассмотрел различные нормативные рамки, уделив особое внимание тому, как такие меры, как объединение, могут помочь в соблюдении требований FuelEU Maritime. Митилинис пояснил, что объединение является лучшим вариантом, чем уплата штрафов, но выразил мнение, что использование биотоплива более рентабельно, чем объединение. Он также сделал акцент на важности стратегического планирования и внедрения устойчивых технологий для обеспечения соответствия при сохранении операционной эффективности.

В ходе первой панельной дискуссии директор по экологическому судоходству и устойчивому развитию Capital Group Стергиос Стергиу рассказал о различных решениях по снижению выбросов в судоходстве, таких как внедрение СПГ и улавливание углерода. Он сообщил, что в Capital используют СПГ в качестве топлива, считая его переходным топливом с рядом преимуществ как в механическом, так и в эксплуатационном аспектах. Между тем, менеджер по энергоэффективности Argo Navis, доктор Анастасиос Цалавутас, поделился своими мыслями о декарбонизации морского транспорта, заявив, что самая большая проблема, стоящая перед отраслью, — это неопределенность. Например, он выразил обеспокоенность по поводу неопределенности мер углеродного рынка и отсутствия надлежащей инфраструктуры для поддержки перехода к нулевым выбросам.

Управляющий редактор SAFETY4SEA Апо Белокас выступил с докладом, посвященным роли человеческого фактора в эпоху декарбонизации. Он отметил неопределенность в отрасли, необходимость выхода за рамки традиционного мышления и проблему затрат на повышение квалификации. Белокас пояснил, что от моряков требуют наличия многочисленных навыков, но в конечном итоге не предоставляют никаких рамок того, как это будет происходить. Он также подчеркнул, что моряков следует рассматривать как активы, а не как расходы. Белокас, отметив, что в отрасли никто не говорит о возврате инвестиций (ROI) в человеческий капитал, указал на то, что цифры показывают, что инвестиции в человеческий капитал целесообразны и необходимы.

Управляющий партнер Argo Navis Андреас Зонтанос представил доклад о результатах морских испытаний, проведенных на существующих судах для расчета индекса EEXI (Energy Efficiency Existing Ship Index). Он оценил актуальность этих испытаний в контексте развивающейся ситуации с декарбонизацией в морской отрасли. Зонтанос пояснил, что появляется все больше и больше мер, которые практически означают налогообложение, поэтому мониторинг производительности становится все более интересным для судовладельцев. Он также рассказал о применимости, процедурах, рисках и преимуществах этих испытаний, подчеркнув, что морские испытания, наряду с непрерывным мониторингом производительности, играют решающую роль в оценке воздействия модернизации, направленной на повышение энергоэффективности.

Во второй сессии, посвященной альтернативным видам топлива, директор по развитию глобального бизнеса морских топлив VeriFuel Билл Стаматопулос рассказал об эволюции морской отрасли, в частности, в отношении биотоплива B100. Он углубился в введение новых стандартов, одобрения производителей и обновленные стандарты, такие как ISO 8217:2024. Его презентация охватывала важные сведения о биотопливе, включая его технические характеристики, а также рассматривала его роль в обеспечении соответствия новым нормам. Стаматопулос подчеркнул, что в течение следующих нескольких лет речь идет только о СПГ и биотопливе.

Основатель и генеральный директор Smart Green Shipping Alliance Дайан Гилпин рассказала о пути, который прошла концепция использования энергии ветра в качестве вспомогательной движущей силы, от идеи до реальности. Она задалась вопросом, как внедрить использование ветра в XXI веке, пояснив, что современное внедрение движителей, использующих энергию ветра, требует многогранного подхода, основанного на исследованиях. Ее презентация подчеркнула потенциал ветра как возобновляемого источника энергии, дополняющего другие методы движения, предлагая инновационное решение, помогающее отрасли достичь своих экологических целей.

Технический директор World Liquid Gas Association (WLGA) Никос Ксидас выступил с докладом о перспективах использования сжиженного нефтяного газа (LPG) в качестве судового топлива, сосредоточив внимание на его преимуществах и растущем распространении в отрасли. Он отметил, что сжиженный нефтяной газ в его нынешнем виде, без учета его возобновляемых альтернатив, может соответствовать требованиям FuelEU в течение следующих 15 лет. Он также обсудил потенциал возобновляемого сжиженного нефтяного газа и возобновляемого диметилового эфира (DME), подчеркнув их синергию как перспективного решения для декарбонизации морского транспорта. Кроме того, он отметил ожидаемый рост вместимости флота, работающего на сжиженном нефтяном газе, и его привлекательность для судовладельцев благодаря его экономической эффективности в соблюдении новых правил по снижению выбросов углерода.

Специальный советник ZESTAs Жан-Филипп Арсено представил доклад о важности жизнеспособных решений с абсолютным нулевым уровнем выбросов, таких как водородные топливные элементы и энергия ветра. Он отметил, что водород еще не внедрен в больших масштабах, и это следующий шаг, на котором фокусируется ZESTAs. Тем не менее, он также признал уже достигнутый прогресс: многочисленные суда, работающие на водороде, и береговая инфраструктура либо уже функционируют, либо находятся в стадии строительства, что свидетельствует о готовности технологии к развертыванию. Он также призвал к более тесному сотрудничеству в отрасли для ускорения внедрения.

Председатель CIMAC Greece Антонис Тракакис выступил с презентацией, посвященной решениям по снижению выбросов, помимо использования неископаемых видов топлива. Он отметил, что существуют и другие, более жизнеспособные варианты, такие как улавливание углерода. Он подчеркнул, что пришло время спросить себя не только о том, как решить проблему, но и о том, какую проблему решить, добавив, что имеет смысл использовать пример других, более загрязняющих отраслей, а не полагаться на альтернативные виды топлива, которые сопряжены со значительным набором проблем. Кроме того, он изучил различные типы двигателей и механические решения, а также их эффективность.

Соучредитель Xclusiv Shipbrokers Джон Н. Котзиас выступил с докладом о декарбонизации судоходства и ее финансовых последствиях. Он пояснил, что существуют определенные лазейки, которые создают неопределенность. Котзиас добавил, что энергоэффективность, бережливость и экологичность должны иметь экономический смысл. Он заявил, что меры по повышению энергоэффективности являются оптимальным путем для декарбонизации морского транспорта, поскольку они обеспечивают значительное сокращение выбросов углерода без больших затрат или необходимости в чрезмерном обучении. Кроме того, Котзиас углубился в последствия «трампономики» и то, как тарифы президента США изменят ландшафт.

В ходе заключительной панельной дискуссии управляющий директор Roxana Shipping S.A. Такис Кутрис, технический директор Sea Traders S.A. Панос А. Куркунтис, коммерческий директор Navilands Management Holdings S.A. Костас Т. Контес, основатель и генеральный директор Load Line Marine S.A. Джордж Суравлас и соучредитель Xclusiv Shipbrokers Inc Джон Н. Котзиас обсудили проблемы и возможности, с которыми сталкиваются судовладельцы при внедрении «зеленых» технологий, управлении переходом на новые виды топлива и преодолении нормативной неопределенности.

Спикеры также обсудили «трампономику» и то, как планы президента США по стимулированию национального судостроения влияют на отрасль. Котзиас отметил, что самая большая проблема с возрождением судостроения в США — это стоимость рабочей силы, потому что это трудоемкий процесс. Суравлас добавил, что нельзя в одночасье стать судостроительной нацией, это культура и что требуется время, чтобы создать рабочую силу. Кроме того, Суравлас отметил, что если судостроение будет нарушено, это также затормозит строительство более экологичных судов и достижение целей 2050 года.

Участники дискуссии также обсудили «зеленые» виды топлива на пути к переходу. По словам Такиса Кутриса, альтернативные виды топлива вызывают много вопросов, поскольку нет ни наличия топлива в количественном отношении, ни сети. Контес заметил, что регулирование происходит с принятием желаемого за действительное. Он заявил, что заинтересованные стороны начинают экспериментировать с альтернативными видами топлива, не задумываясь об опасностях, таких как эксплуатация этих судов неквалифицированным персоналом.

Помимо проблем, связанных с внедрением «зеленого» топлива, участники дискуссии также рассмотрели более широкое экономическое влияние меняющейся политики. Говоря о росте протекционизма в США и Европе, Панос А. Куркунтис отметил, что в итоге потребители будут покупать меньше товаров, рынок пострадает от налогообложения, и он ожидает, что перевозки сократятся.

 

Зеленый компас

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *