Судоходная отрасль Северо-Восточной Атлантики стоит на пороге серьезных перемен. Шестнадцать стран-участниц конвенции OSPAR, регулирующей защиту морской среды в этом регионе, приняли решение о поэтапном запрете сброса воды из судовых систем очистки выхлопных газов, известных как скрубберы. Эти устройства позволяют судам использовать более дешевое топливо с высоким содержанием серы, очищая выхлопы, однако вода, используемая в процессе, может содержать загрязняющие вещества, которые в итоге попадают в море.
Согласно нововведениям, с 1 июля 2027 года будет ограничено использование скрубберов открытого типа, которые сбрасывают очистную воду непосредственно за борт. Полный запрет, распространяющийся и на системы замкнутого цикла, вступит в силу с 1 июля 2029 года. Это решение уже вызвало неоднозначную реакцию в отрасли: альянс Clean Shipping Alliance (CSA) поставил под сомнение его обоснованность. Тем временем некоторые страны действуют на опережение: Дания, Финляндия и Швеция вводят аналогичный запрет в своих территориальных водах, включая Балтийское море, уже с 1 июля 2025 года.
Эксперты классификационного общества DNV уже опубликовали рекомендации для судовладельцев, чьи суда работают в портах стран OSPAR. Суда, изначально оборудованные для работы в режиме «нулевого сброса», не столкнутся с серьезными проблемами. Однако для многих других судов ограниченная вместимость накопительных цистерн может существенно снизить гибкость операций. Владельцам судов со скрубберами открытого типа без возможности накопления отходов придется либо модернизировать оборудование до установленных сроков, либо переходить на более дорогое, экологически чистое топливо во время нахождения в регулируемых зонах.
Модернизация существующих систем — процесс сложный и требующий значительных вложений. Любые изменения в утвержденной конструкции скруббера потребуют пересмотра и официального одобрения судовой документации. При этом все доработки должны соответствовать новейшему руководству Комитета по защите морской среды Международной морской организации (ИМО) — MEPC.340(77). Это может повлечь за собой не только техническое переоснащение, но и полную переработку всех нормативных документов, особенно если для модернизации привлекается сторонняя компания, а не первоначальный производитель системы.