Правительство Великобритании объявило о выделении 30 миллионов фунтов стерлингов на декарбонизацию судоходства, что также призвано поддержать создание новых рабочих мест и развитие профессиональных навыков в прибрежных регионах страны. Эту инициативу анонсировал министр по морским делам во время своего визита в порт Клайдпорт в Глазго.
Финансирование будет распределено в рамках шестого этапа конкурса Clean Maritime Demonstration Competition (CMDC). Компании-победители получат долю средств на разработку экологически чистых морских видов топлива и технологий, включая аммиак, водород, метанол, а также солнечные и электрические решения. По заявлению властей, инвестиции в «зеленое» топливо не только способствуют снижению выбросов в судоходстве, но и оживляют экономику прибрежных сообществ, укрепляя позиции Великобритании как лидера в области чистой энергетики.
«Мы наметили курс на достижение судоходства с нулевым уровнем выбросов к 2050 году, и эти 30 миллионов фунтов стерлингов будут иметь решающее значение для поддержки экологически чистых видов топлива и технологий будущего, чтобы мы могли сделать морские перевозки и торговлю более чистыми», — заявил министр по морским делам Великобритании Майк Кейн.
В ходе своего визита министр встретился с представителями Национального института производства Шотландии, который помогает компании Smart Green Shipping масштабировать производство современной ветропарусной системы FastRig. Ранее этот проект уже получил 3,3 миллиона фунтов стерлингов и успешно прошел морские испытания. «Чистое судоходство является неотъемлемой частью более широкой миссии по декарбонизации транспорта. Передовое производство имеет решающее значение для того, чтобы компании могли внедрять инновационные решения, обеспечивающие сокращение выбросов и создание новых рабочих мест в этих отраслях будущего», — отметил Крис Кортни, генеральный директор Национального института производства Шотландии.
Его поддержала Диана Гилпин, генеральный директор Smart Green Shipping (SGS), подчеркнув, что ее компания также работает над решениями для экономики замкнутого цикла, чтобы сократить выбросы на этапе производства и минимизировать использование ценных материалов, создавая при этом качественные «зеленые» рабочие места в рамках справедливого перехода к устойчивому развитию.
Кроме того, правительственная программа UK SHORE выделяет 3,85 миллиона фунтов стерлингов Исследовательскому центру чистого судоходства — консорциуму из 13 британских университетов. Эти средства пойдут на научную работу и создание установки для работы с жидким водородом в Даремском университете. Данный центр будет изучать потенциал жидкого водорода как топлива с нулевыми выбросами для морского транспорта, способствуя достижению климатических целей Великобритании.
Этот шаг является частью более крупной стратегии. Ранее в этом году, после консультаций с отраслью, Великобритания подтвердила свое намерение расширить британскую Систему торговли выбросами (UK ETS) на морской сектор. Ожидается, что новый режим начнет действовать с 1 июля 2026 года.