Великобритания готовится расширить свою Систему торговли выбросами (UK ETS), включив в нее морской транспорт с 1 июля 2026 года. Этот шаг, являющийся частью национальной стратегии «чистого нуля», направлен на сокращение углеродного следа судоходной отрасли и является важным элементом климатической повестки страны. Как сообщает страховой клуб Skuld, власти Великобритании уже представили основные параметры будущих правил, которые затронут как внутренние, так и международные перевозки.
Новые требования коснутся судов валовой вместимостью более 5000 тонн. Под контроль попадут выбросы не только углекислого газа, но и метана с закисью азота, которые будут пересчитываться в эквивалент CO2. Система будет охватывать рейсы между портами Великобритании, а также выбросы во время стоянки судов на якоре или у причала. При этом определенные виды судов, такие как военные корабли и спасательные службы, будут освобождены от обязательств, хотя им также предписано следовать целям по декарбонизации.
Ответственность за соблюдение новых правил будет возлагаться на зарегистрированного судовладельца, если только она не будет юридически передана управляющей компании в соответствии с Международным кодексом по управлению безопасностью (ISM). Для контроля и отчетности будет использоваться адаптированная система мониторинга, отчетности и верификации (MRV). Предполагается, что суда, использующие экологически чистые виды топлива, получат льготы благодаря их «нулевой» оценке в расчетах выбросов.
Параллельно с разработкой национальных мер Лондон и Брюссель ведут активную подготовку к объединению своих систем торговли квотами. Европейская комиссия недавно рекомендовала начать официальные переговоры о создании единого рынка квот на выбросы парниковых газов, который бы охватывал Великобританию и территорию Европейского союза. Цель такого соглашения – создать равные условия для бизнеса и предотвратить «утечку углерода», то есть перенос производства или экономической деятельности в страны с менее строгими климатическими стандартами.
Для успешной интеграции систем Великобритания должна будет динамически согласовывать свои правила с европейскими. Это касается как охвата секторов экономики, включая морской транспорт, так и финансовых механизмов, регулирующих торговлю квотами. Соглашение также должно гарантировать, что британские цели по сокращению выбросов будут не менее амбициозными, чем в ЕС. Одним из ключевых преимуществ такой сделки станет взаимное признание квот и освобождение товаров от трансграничного углеродного налога, что значительно упростит торговлю между сторонами.