Водород: спасение для климата или новая глобальная угроза?



Водород становится ключевым элементом глобального энергетического перехода, предлагая решения для возобновляемой энергетики, транспорта и сложных для декарбонизации отраслей. Однако, как отмечается в новом отчете страхового гиганта Allianz под названием «Водород: возможности, применение и риски в энергетическом переходе», наряду с огромным потенциалом это топливо несет и серьезные угрозы, требующие высочайших стандартов безопасности.

Согласно прогнозам аналитиков, спрос на водород к 2050 году может вырасти в пять раз, а доля его экологически чистого производства достигнет 60% уже к 2035 году, по сравнению с почти полным отсутствием такового сегодня. О масштабах грядущих перемен свидетельствует и стремительный рост числа запланированных проектов по чистому водороду: с 228 в 2021 году до 1572 в 2024 году. Эксперты уверены, что водород сыграет важную роль в интеграции и развитии сектора возобновляемой энергии.

Зеленый водород может стать спасением для отраслей, где электрификация невозможна или слишком дорога. Речь идет о производстве стали, алюминия и цемента, а также о транспорте на дальние расстояния — грузовиках, поездах, самолетах и судах. Технологии на основе водорода также рассматриваются для декарбонизации тяжелой техники в строительстве и горнодобывающей промышленности.

Судоходная отрасль уже делает первые шаги в этом направлении. Несмотря на то, что суда на водородном топливе еще не получили широкого распространения, успешные пилотные проекты уже существуют. Так, норвежская паромная компания Torghatten Nord заказала два водородных судна, поставка которых ожидается в 2026 году. В прошлом году верфь Holland Shipyards завершила строительство второго контейнеровоза на водороде, H2 Barge 220, который будет курсировать по Рейну между Роттердамом и Дуйсбургом. Еще одно речное судно, Zulu 0621, было успешно испытано французской компанией Sogestran Group в 2024 году.

Однако уникальные свойства водорода создают и уникальные риски. Его высокая горючесть, взрывоопасность и способность вызывать так называемое «водородное охрупчивание» металлов требуют строжайшего соблюдения протоколов безопасности. Для судоходства это означает повышенный риск поломки двигателей, утечек газа и взрывов. Портовым операторам, бункеровочным станциям и персоналу придется научиться безопасно обращаться с легковоспламеняющимся и криогенным топливом, что создает новые вызовы и для морских страховщиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *