Новое исследование анализирует потенциал ядерной энергии в содействии декарбонизации морского сектора. Масштабная работа под названием «Роль ядерной энергии в декарбонизации судоходства» проведена организацией New Energies Coalition в рамках рабочей группы под руководством BV при участии CMA CGM, PSA International и ONET.
В документе рассматриваются возможности использования ядерной энергии, включая новые технологии малых модульных реакторов (ММР), для морских двигательных установок, производства электроэнергии для прибрежных зон и энергоснабжения портовой инфраструктуры на суше.
Представлена оценка технологической готовности, экологических преимуществ, нормативно-правовой базы и экономической целесообразности. Исследование изучило потенциал ядерной энергии как жизнеспособного решения для морских двигателей, прибрежной генерации и производства энергии в портах.
Ключевые выводы указывают на перспективность как реакторов Поколения III+, так и разрабатываемых малых модульных реакторов Поколения IV для морского применения. Некоторые проекты уже эксплуатируются или близки к коммерциализации, другие находятся на продвинутых стадиях разработки.
Ядерные двигательные установки и производство энергии предлагают безуглеродную альтернативу, соответствующую строгим нормам выбросов и глобальным целям по декарбонизации. Эта технология может значительно снизить воздействие морского сектора на окружающую среду.
Хотя существующие международные конвенции закладывают основу, существует очевидная потребность в обновленных и согласованных правилах. Усилия таких организаций, как МАГАТЭ, ИМО и национальных регуляторов, будут иметь решающее значение для создания комплексной нормативной базы для применения ядерных технологий на море.
Поскольку производство альтернативных видов топлива может столкнуться с трудностями в удовлетворении спроса, ядерная энергия может стать экономически конкурентоспособным вариантом и принести дополнительные выгоды для бизнеса, особенно по мере выхода проектов ММР на промышленный уровень производства.
Некоторые порты и судоходные маршруты могут стать первыми площадками для внедрения. Пилотные проекты и инициативы, поддерживаемые государством, будут необходимы для демонстрации осуществимости и безопасности морских ядерных установок.
Основные вызовы включают гармонизацию нормативных требований, развитие цепочек поставок и обеспечение общественного признания. Однако эти трудности также открывают возможности для инноваций, международного сотрудничества и лидерства в отрасли.
Реалистичный график предполагает, что при согласованных усилиях коммерческое развертывание судов с ядерными установками возможно к 2040–2045 годам, при этом проекты по ММР для портов и прибрежных плавучих АЭС могут быть реализованы раньше.
Согласно исследованию, ядерная энергия способна сыграть значительную роль в будущем морского транспорта и портовых операций. Однако реализация этого потенциала потребует скоординированных действий со стороны заинтересованных сторон отрасли, регулирующих органов и правительств. Следующее десятилетие будет иметь решающее значение для подготовки интеграции ядерных технологий в морской сектор. По мере продвижения отрасли необходимо продолжать исследования, пилотные проекты и международный диалог для решения оставшихся технических, нормативных и социальных проблем.
Особого внимания и дальнейшей проработки требуют такие области, как обращение с радиоактивными отходами. Необходимо срочно разработать комплексные руководства по безопасности для управления радиоактивными отходами и отработавшим топливом от ММР, что критически важно для долгосрочной устойчивости и общественного принятия морских ядерных технологий.
Ключевое значение имеет разработка специальных программ обучения и квалификационных стандартов для членов экипажей судов с ядерными установками для обеспечения безопасной эксплуатации и соблюдения норм радиационной защиты.
Учитывая угрозу промышленного шпионажа и кибератак, необходимо интегрировать надежные требования кибербезопасности в международную систему ядерной безопасности для защиты ядерных активов в морском секторе.
Отсутствие стандартизированного морского страхования, покрывающего транспортировку ядерных материалов и ядерные риски, представляет собой серьезную проблему. Необходимо адаптировать традиционные механизмы ответственности к уникальным аспектам морских ядерных применений, возможно, с разделением ответственности между операторами судов, владельцами и разработчиками ММР. Также требуется дальнейший анализ структур финансирования для поддержки цепочки поставок и разработчиков.
Исследование подтверждает настоятельную необходимость межотраслевого сотрудничества для подготовки пути ядерной энергетики в морском секторе. Матье де Тюньи, президент Bureau Veritas Marine & Offshore, подчеркивает эту неотложную потребность и указывает на важность определения этапов и условий для ответственного внедрения технологии в ближайшие десятилетия.
Ранее инициированное EMSA исследование потенциала ядерно-электрических судов также пришло к выводу, что ядерная энергия для судоходства является потенциальным путем декарбонизации сектора, но сопряжена с рядом проблем, которые необходимо решить, включая производство, безопасность, охрану, обучение, а также режим ответственности и страхования.