Борьба за воздух: в Средиземноморье вводится контроль выбросов серы с судов

С 1 мая 2025 года Средиземное море официально станет зоной контроля выбросов серы (SECA), что приведет к значительному сокращению вредных выбросов от судоходства и улучшению качества воздуха для миллионов людей. Природоохранная организация NABU сыграла ведущую роль в продвижении этих более строгих экологических норм.

Согласно новому регулированию, суда будут обязаны резко сократить выбросы токсичных загрязнителей воздуха. Содержание серы в судовом топливе будет ограничено максимумом в 0,10%, что в пять раз ниже предыдущего стандарта. Ожидается, что это изменение существенно снизит уровень воздействия токсичного загрязнения воздуха примерно на 250 миллионов человек, проживающих в Средиземноморском регионе.

Исследования показывают, что снижение концентрации загрязнителей воздуха не только улучшит здоровье людей, но и окажет положительное влияние на водные и наземные экосистемы Средиземноморского бассейна, предотвращая их закисление. По оценкам, эти меры позволят ежегодно предотвращать около 1100 преждевременных смертей и 2300 случаев детской астмы.

Тем не менее, в текущих правилах остается существенный пробел. В отличие от зон контроля выбросов в Северном и Балтийском морях, а также недавно согласованной зоны в Северной Атлантике, средиземноморская SECA не включает ограничения на выбросы оксидов азота (NOx). Крайне важно решить эту проблему и разработать нормативную базу, охватывающую выбросы NOx, для обеспечения большей гармонизации экологических стандартов по всей Европе. Высокие концентрации оксидов азота способствуют образованию летнего смога в средиземноморских городах, что представляет серьезную угрозу для здоровья населения. Необходимо срочно уделить внимание этому регуляторному пробелу.

Хотя ужесточение правил для выбросов серы и твердых частиц является большим успехом, выбросы оксидов азота остаются недостаточно регулируемыми. В 2024 году NABU совместно с партнерскими организациями провела измерения диоксида азота в портовых городах Средиземноморья. Результаты показали, что в 24% портов, включая порты Италии, Испании и Греции, был превышен годовой предельно допустимый уровень диоксида азота, установленный ЕС. Более того, предельное значение, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения, было превышено в 97% измерений, а в некоторых районах уровни диоксида азота более чем в два раза превышали законодательно установленные нормы. Экологический сотрудник Греческого орнитологического общества Йоргос Пападимитриу подчеркнул, что, учитывая последние измерения в греческих портах, показавшие чрезмерный уровень загрязнения воздуха, особенно в порту Пирей, настало время для проактивных и эффективных действий по решению этой проблемы.

Эти данные подтверждают необходимость введения более строгих правил в отношении выбросов диоксида азота с судов для соблюдения действующих стандартов ЕС. Установление зоны контроля выбросов оксидов азота (NECA) в Средиземном море является необходимым следующим шагом. При этом существует опасение, что не все суда перейдут на чистое топливо. Некоторые могут выбрать установку систем очистки выхлопных газов, так называемых скрубберов. Эксперт по судоходству из NABU Зёнке Дизенер указал на необходимость запретить эту лазейку, которая позволяет продолжать использование самых токсичных видов тяжелого топлива в судоходстве, представляющих угрозу для морской жизни.

Анна Джерометта, президент организации Cittadini per l’aria, заявила, что 1 мая 2025 года должно стать поворотным моментом для защиты качества воздуха в портовых городах, которые в Италии значительно страдают от судовых выбросов. Она пояснила, что широкая сеть «Let the Mediterranean breathe», состоящая из комитетов и НПО в итальянских портовых городах, приветствовала вступление в силу средиземноморской SECA и призвала итальянские власти обеспечить ее надлежащее исполнение путем значительного увеличения числа и эффективности проверок судов. Николас Барбара, руководитель отдела охраны природы в BirdLife Malta, отметил, что Мальта, обладающая крупнейшим судовым реестром в Европе и расположенная в центре глобальных морских путей, выиграет от снижения выбросов с судов, что улучшит качество воздуха в стране и здоровье населения. Он выразил надежду, что это событие свидетельствует о возможности позитивных изменений, и упомянул об ожидании скорого принятия зоны контроля выбросов азота. Коре Пресс-Кристенсен, старший советник Green Global Future, пояснил, что следующим шагом должно стать улучшение сотрудничества между всеми государствами по соблюдению требований SECA для обеспечения полных преимуществ для здоровья и сохранения равных условий для судоходства, отметив, что это одна из ключевых целей проекта ЕС LIFE4MECA. Франсиско Феррейра, президент ZERO в Португалии, упомянул, что вступление в силу средиземноморской зоны контроля выбросов является важным шагом к созданию непрерывной зоны пониженного загрязнения воздуха от судов, добавив важность недавнего решения Международной морской организации о продвижении создания зоны ECA в Северной Атлантике.

 

Зеленый компас

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *