Генеральный директорат судоходства Индии (DGS) опубликовал всеобъемлющее руководство по недавно принятой Рамочной программе Международной морской организации (IMO) по достижению нулевых выбросов NetZero Framework и ее последствиям для морского сектора страны. Этот шаг предвещает значительные изменения для всех участников отрасли, от судовладельцев до портов и поставщиков топлива.
Новый механизм, основанный на Глобальном топливном стандарте (GFS), как ожидается, официально вступит в силу в марте 2027 года, а его практическое применение начнется с календарного 2028 года. Он предусматривает постепенное снижение углеродной интенсивности жизненного цикла видов топлива, используемых судами валовой вместимостью более 5000 регистровых тонн, совершающими международные рейсы. Данный механизм распространяется на все суда, плавающие под флагом страны-участницы Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL), и будет иметь серьезные операционные, экономические и стратегические последствия для судовладельцев, портов, учебных заведений, классификационных обществ и поставщиков топлива.
В связи с этим Генеральный директорат судоходства Индии рекомендует всем заинтересованным сторонам, включая индийских судовладельцев, менеджеров, портовые администрации, поставщиков топлива, классификационные общества и учебные заведения, подробно изучить опубликованное руководство и инициировать необходимые подготовительные меры. Эти меры включают, но не ограничиваются мониторингом данных об интенсивности использования топлива на уровне судов, пересмотром стратегий закупок низкоуглеродного топлива, совершенствованием технической подготовки по методологиям GFI, планированием модернизации портовой инфраструктуры для «зеленых» видов топлива и взаимодействием с классификационными обществами для ранней оценки соответствия требованиям.
Для содействия заинтересованным сторонам в понимании последствий принятого стандарта, DGS предоставил разъяснения по ключевым аспектам регулирования. Мера, основанная на интенсивности выбросов парниковых газов от топлива (GFI), одобренная на 83-й сессии Комитета по защите морской среды (MEPC 83) в апреле 2025 года, представляет собой механизм сокращения выбросов парниковых газов. Он требует от судов валовой вместимостью более 5000 тонн, совершающих международные рейсы, постепенно снижать интенсивность выбросов парниковых газов от используемого топлива. Одновременно интегрированный механизм ценообразования на выбросы парниковых газов способствует энергетическому переходу в международном судоходстве, обеспечивая равные условия и справедливый переход. Эта мера соответствует Пересмотренной стратегии IMO по сокращению выбросов парниковых газов (2023 год), целью которой является достижение нулевых чистых выбросов от международного судоходства к 2050 году или приблизительно в этот период. Она направлена на стимулирование декарбонизации через повышение топливной эффективности, внедрение «зеленого» топлива и справедливое распределение затрат, связанных с климатическими изменениями.
Интенсивность выбросов парниковых газов от топлива, или GFI, простыми словами, является метрикой, которая представляет собой количество эквивалента диоксида углерода (CO₂), выбрасываемого на единицу энергии (измеряется в граммах эквивалента CO₂ на мегаджоуль) от морского топлива, используемого судами. IMO установила прогрессивные пределы GFI, и суда должны будут соблюдать эти пределы или нести расходы за несоответствие. Такие виды топлива, как «зеленый» водород, аммиак и метанол, обычно имеют значительно более низкие значения GFI, что делает их привлекательными в рамках нового режима.
Двухуровневый механизм соответствия GFI предполагает, что суда ежегодно (по календарному году) оцениваются на основе их показателей GFI относительно базовой траектории снижения. Те суда, которые превышают установленный предел интенсивности, должны будут приобретать так называемые «единицы компенсации» (Remedial Units). Стоимость этих единиц составляет 100 долларов США за тонну эквивалента CO₂ при незначительном несоответствии (Уровень 1) и 380 долларов США за тонну эквивалента CO₂ при значительном несоответствии (Уровень 2). Суда, чьи показатели окажутся лучше требуемых, смогут генерировать «избыточные единицы» (Surplus Units), которые можно будет продавать или использовать для получения вознаграждений в рамках схемы стимулирования IMO.
Ожидается, что регулирование GFI вступит в силу в марте 2027 года, при условии прохождения процесса внесения поправок в Приложение VI к конвенции MARPOL. Предполагается, что поправки будут приняты для распространения на сессии MEPC 83 в апреле 2025 года, а формальное принятие состоится на внеочередной сессии MEPC в октябре 2025 года. За этим последует 10-месячный период так называемого «предполагаемого принятия», после которого, через 6 месяцев, регулирование вступит в силу, если не поступят официальные возражения от одной трети сторон, представляющих 50% мирового тоннажа. Таким образом, вступление в силу ожидается к марту 2027 года.
Методология GFI отличается от традиционного налога на выбросы углерода. В отличие от фиксированного налога, который взимает единую плату за каждую тонну выброшенного CO₂ независимо от характеристик судна, методология GFI основана на фактической интенсивности выбросов парниковых газов от топлива, используемого конкретным судном. Это создает систему, привязанную к эффективности, где суда, соответствующие требованиям, вознаграждаются, а расходы несут только суда-нарушители через покупку компенсационных единиц. Такой подход обеспечивает гибкость, поддерживает инновации и гарантирует, что эффективные суда и те, кто первыми внедряет «зеленые» технологии, не будут наказаны, что делает систему более справедливой для развивающихся стран, таких как Индия.
С точки зрения Индии, предложение по двухуровневому GFI представляет собой более гибкое и экономически жизнеспособное решение по сравнению с системами фиксированного налога. Оно ограничивает ежегодные расходы страны на соблюдение требований суммой менее 100 миллионов долларов США, что разительно отличается от предполагаемых ежегодных затрат в размере от 1,5 до 2,4 миллиарда долларов США при фиксированных налогах. Эта модель позволяет эффективным индийским судам генерировать торгуемые избыточные единицы и вознаграждает тех, кто первым внедряет чистые технологии. Она также тесно связана с национальными целями Индии по «зеленому» топливу и открывает доступ к прогнозируемому глобальному фонду климатического перехода в размере 27,5 миллиардов долларов США, предлагая как финансовую поддержку, так и стратегическое лидерство в формировании механизмов реализации.
Общие затраты на соблюдение требований для индийского флота прогнозируются на уровне 87–100 миллионов долларов США ежегодно к 2030 году, при условии частичной зависимости от компенсационных единиц. Это эквивалентно увеличению стоимости топлива примерно на 14% и росту фрахтовых ставок примерно на 5%, что находится в пределах операционной рентабельности отрасли. Для сравнения, предложения по фиксированному налогу (100–150 долларов США за тонну CO₂-эквивалента) от Европейского Союза и Малых островных развивающихся государств (SIDS) возложили бы на внешнюю торговлю Индии бремя в размере 1,5–2,4 миллиарда долларов США ежегодно, при этом рост фрахтовых ставок составил бы 20–30%, что непропорционально затронуло бы экспорт стали, удобрений и нефтепродуктов. Напротив, принятая модель GFI предлагает предсказуемое, основанное на результатах соблюдение требований, при этом финансовая нагрузка не превышает 1% от стоимости национальной морской торговли.
Важно отметить, что суда каботажного и внутреннего плавания Индии не подпадают под действие режима GFI. Он распространяется только на суда, совершающие международные рейсы, валовой вместимостью более 5000 тонн. Новый механизм также несет выгоды для индийского сектора «зеленого» топлива. Цель Индии по производству 5 миллионов метрических тонн «зеленого» водорода к 2030 году позволит произвести 28 миллионов метрических тонн аммиака и 26,3 миллиона метрических тонн метанола, которые соответствуют требованиям системы вознаграждений GFI IMO. «Зеленые» виды топлива с выбросами на протяжении жизненного цикла ≤19 гCO₂-экв/МДж принесут кредиты за соблюдение требований и вознаграждения в судоходстве, что увеличит экспортный потенциал Индии и инвестиции в инфраструктуру для бункеровки чистым топливом.
Индийские суда, которые работают значительно ниже установленных IMO пределов интенсивности выбросов парниковых газов от топлива (GFI), смогут генерировать торгуемые избыточные единицы в рамках новой системы соответствия. При этом система на основе GFI управляется не правительством Индии, а является глобальным механизмом, администрируемым IMO. Индийские судовладельцы будут напрямую соблюдать требования через отчетность данных, проверку эффективности и покупку/продажу единиц.
Стратегические выгоды для Индии от участия в этой системе включают доступ к климатическим фондам для исследований и разработок, инфраструктуры и переходного периода, преимущество первопроходца в торговле «зеленым» топливом и создании «зеленых» судоходных коридоров, сохранение конкурентоспособности экспорта за счет избежания карательных фиксированных налогов, а также укрепление лидерства среди развивающихся стран в глобальном управлении климатом.
Обязательства по соблюдению для индийских судовладельцев, эксплуатирующих суда валовой вместимостью более 5000 тонн на международных линиях, включают ежегодную отчетность о потреблении топлива, данных о рейсах и показателях углеродной интенсивности через стандартизированные системы сбора данных IMO. Суда, превышающие пороговые значения интенсивности выбросов парниковых газов, должны будут приобретать компенсационные единицы, в то время как суда с высокими показателями смогут претендовать на кредиты за избыточные единицы. Соответствие будет проверяться государством флага и представляться в реестр IMO.
На национальном уровне для плавной реализации новых правил требуется подготовка. Генеральный директорат судоходства в сотрудничестве с Министерством портов, судоходства и водных путей готовит операционные руководства, шаблоны соответствия и программы по наращиванию потенциала. Индийские морские учебные заведения (включая Индийский морской университет IMU и другие MTI) интегрируют осведомленность о GFI в программы подготовки до и после выхода в море. Портам рекомендуется планировать инфраструктуру для бункеровки «зеленым» топливом и цифровые протоколы инспекций для упрощения проверки соответствия.
Доходы от продажи компенсационных единиц в рамках GFI будут аккумулироваться в Фонде IMO Net-Zero. Этот фонд будет поддерживать наращивание потенциала, стимулы для «зеленого» судоходства, внедрение технологий и модернизацию инфраструктуры в развивающихся странах. Индия, как крупная развивающаяся экономика с высоким потенциалом в области «зеленого» топлива, сможет получить доступ к этому фонду для продвижения электрификации портов, модернизации судов и программ инноваций в области отечественного топлива.