Всемирный центр декарбонизации морской отрасли (GCMD) объявил об успешном завершении первого в мире пилотного проекта, продемонстрировавшего полную цепочку использования углекислого газа, уловленного непосредственно на борту судна. Историческое событие, состоявшееся 25 июня в Китае, открывает новые горизонты для снижения углеродного следа в судоходной индустрии.
В рамках первого этапа проекта с борта контейнеровоза MV Ever Top было перегружено 25,44 метрических тонн сжиженного CO2 на судно-приемщик Dejin 26. Эта операция по перекачке с судна на судно, выполненная компанией Shanghai Qiyao Environmental Technology Co., Ltd. (SMDERI-QET), стала ключевым элементом логистики. Затем углекислый газ был доставлен в порт Чжоушань и перекачан в автоцистерну для дальнейшей транспортировки.
Второй этап, проходивший под руководством GCMD, включал доставку уловленного CO2 на расстояние более 2000 километров на завод в автономном районе Внутренняя Монголия. Там, на совместном предприятии компаний GreenOre и Baotou Steel, углекислый газ был успешно использован в производстве низкоуглеродного карбоната кальция — важного компонента для создания экологичных строительных материалов.
«Этот пилотный проект — важный шаг, демонстрирующий, как уловленный на борту CO2 можно интегрировать в широкую экономику замкнутого цикла, — заявила профессор Линн Лу, генеральный директор GCMD. — Проводя строгий анализ жизненного цикла, мы количественно оцениваем воздействие на климат по всей цепочке, чтобы показать, что бортовые системы улавливания углерода могут служить значимым рычагом декарбонизации при вдумчивом и прозрачном применении».
Проект, реализованный в реальных условиях, позволил выявить и практические трудности. Одной из главных проблем стала юридическая классификация уловленного CO2. Изначально он был отнесен к категории «опасных отходов», что запрещало его повторное использование. Однако благодаря тесному сотрудничеству с китайскими властями, статус удалось изменить на «опасный груз», что открыло путь к его применению в качестве промышленного сырья.
Успех проекта стал возможен благодаря широкой поддержке партнеров, включая судовладельца Evergreen Marine Corp, поставщика систем улавливания SMDERI-QET, портовые власти Шанхая и промышленных операторов. В дальнейшем GCMD проведет комплексную оценку жизненного цикла для точного подсчета сокращения выбросов парниковых газов, результаты которой будут верифицированы независимыми экспертами.
Как отметил доктор Су И, генеральный директор SMDERI-QET, этот прорыв ускорит не только развитие глобальной сети для хранения и утилизации углерода на берегу, но и продвинет декарбонизацию всей судоходной отрасли. Пилотный проект наглядно доказал, что технологии улавливания, утилизации и хранения углерода (CCUS) могут стать неотъемлемой частью будущего экологически чистого судоходства.