Новый доклад организации Opportunity Green вызвал широкую дискуссию о том, как следует распределять миллиарды долларов, которые планируется собирать в виде нового глобального сбора с выбросов парниковых газов от судоходства. Авторы доклада настаивают, что эти средства должны быть направлены на поддержку уязвимых к изменению климата стран для их адаптации и повышения устойчивости, а не на вознаграждение судоходных гигантов, которые за последние годы получили рекордные прибыли при крайне низких налогах.
Речь идет о доходах, которые будет генерировать новое постановление Международной морской организации (ИМО) под названием IMO Net-Zero Framework. Этот механизм, основанный на принципе «загрязнитель платит», планируется официально принять в октябре этого года. Ожидается, что с 2028 года он будет приносить около 10 миллиардов долларов ежегодно. Соглашение уже назвали историческим достижением, которое может стать примером для других отраслей, отстающих в декарбонизации, например, для авиации.
«Как можно большая часть доходов должна пойти на поддержку адаптации и устойчивости в уязвимых к изменению климата странах. Это единственный способ обеспечить справедливый и равноправный переход для судоходства — то, что было обещано в стратегии ИМО по парниковым газам 2023 года и должно оставаться приоритетом», — заявила Эмма Фентон, старший директор по климатической дипломатии в Opportunity Green. В докладе подчеркивается, что средства не должны просто перераспределяться в виде премий за использование топлива с нулевыми или почти нулевыми выбросами тем самым компаниям, которые и так получили сверхприбыли.
Однако строгость и сфера применения новой меры ИМО таковы, что под сбор попадет меньше выбросов, а значит, будет собрано значительно меньше денег, чем надеялись многие уязвимые страны. В условиях более скромного, чем ожидалось, финансового пула, следующий критический шаг для ИМО — договориться о том, как именно будут распределяться средства, что делает этот вопрос ещё более острым.
В отчете «Справедливый и равноправный переход для судоходства» представлены четыре практических примера, иллюстрирующих, как новый фонд ИМО Net-Zero может поддержать страны с различным профилем. Исследования посвящены Чили, Нигерии, Белизу и Вьетнаму, но их выводы актуальны и для других государств со схожими географическими, экономическими или промышленными характеристиками.
Например, для Чили, географически удаленной от основных рынков, средства могли бы пойти на снижение рисков при инвестициях в инфраструктуру для заправки судов экологически чистым топливом и на развитие производства «зеленого» водорода. Для Вьетнама, обладающего значительным судостроительным потенциалом, финансирование могло бы модернизировать верфи, обновить порты и стимулировать собственное производство водорода для достижения энергетической независимости.
В случае Нигерии, обладающей огромным неиспользованным потенциалом солнечной энергии, средства могут быть направлены на адаптацию к климату с учетом существующих в стране конфликтов и на повышение эффективности портов для обеспечения продовольственной безопасности. Для малого островного государства Белиз приоритетами являются устойчивость сельского хозяйства и укрепление инфраструктуры портов и прибрежных сообществ, крайне уязвимых перед климатическими катаклизмами.
Марсело Мена, генеральный директор Global Methane Hub, отметил, что фонд ИМО мог бы предложить странам, подобным Чили, долгосрочные гарантии, необходимые для привлечения частных инвестиций в перспективные «зеленые» отрасли и ускорения декарбонизации морского транспорта. Таким образом, авторы доклада приходят к выводу, что единственный способ гарантировать обещанный справедливый переход заключается в том, как именно будут распределены эти жизненно важные средства — в поддержку тех, кто больше всего страдает от последствий изменения климата, а не тех, кто его вызывает.