Норвегия предпринимает решительные шаги для защиты своих морских экосистем от угрозы инвазивных видов, переносимых на корпусах судов. Морское управление Норвегии представило на общественное обсуждение проект новых правил, направленных на борьбу с обрастанием корпусов судов и мобильных установок.
Основная цель инициативы – предотвратить проникновение и распространение чужеродных организмов в норвежских водах с судов, прибывающих из-за пределов Норвежской экономической зоны. Эти «морские безбилетники», такие как водоросли, ракушки и мидии, прикрепляясь к подводной части кораблей, могут нанести серьезный ущерб местной морской флоре и фауне.
Проект регламента устанавливает четкие требования: суда и мобильные морские установки, входящие в норвежские воды из других районов, не должны иметь видимого макрообрастания на своих корпусах. В случае обнаружения такого обрастания, они будут обязаны провести очистку с использованием наилучших доступных технологий. Кроме того, все суда должны будут иметь план управления обрастанием корпуса и документально подтверждать предпринятые меры. Примечательно, что требование использовать передовые технологии при очистке корпусов распространяется и на суда, оперирующие исключительно в норвежских водах.
Министр климата и окружающей среды Андреас Бьелланд Эриксен заявил: «Это важный шаг в прекращении распространения инвазивных видов в океане. В то же время мы также сократим выбросы парниковых газов, поскольку суда используют меньше топлива, когда их корпуса чисты. Кроме того, открываются большие возможности для норвежских компаний, которые уже разработали хорошие решения для очистки корпусов».
Обрастание корпуса, то есть рост организмов, является известной проблемой в международном судоходстве. Предлагаемые меры устанавливают ясные требования как к предотвращению, так и к документированию борьбы с так называемым макрообрастанием. Норвегия надеется, что ее инициатива вдохновит другие страны на принятие аналогичных мер. «Начав с национальных инициатив, мы получим ценный опыт. Мы будем использовать его в работе над глобальными правилами, которую сейчас инициирует Международная морская организация ООН (IMO)», – добавил Бьелланд Эриксен.
Предложение норвежских властей основано на международных руководящих принципах IMO и является выполнением поручения Министерства климата и окружающей среды Морскому управлению Норвегии.