Революция в борьбе с выбросами: Норвегия запустила морской экспорт CO2



В мировой гонке за сокращение выбросов произошел исторический прорыв: норвежский проект «Northern Lights» стал первым в мире, осуществившим трансграничную морскую транспортировку уловленного углекислого газа для его последующего захоронения на дне моря. Этот шаг, по мнению аналитиков из Wood Mackenzie, знаменует собой новую эру в развитии технологий улавливания и хранения углерода (CCUS) и может стать катализатором для глобального рынка «экспорта» CO2. Запущенный консорциумом энергетических гигантов Equinor, TotalEnergies и Shell, проект уже в следующем году начнет принимать и хранить выбросы промышленных предприятий из Нидерландов и Дании. Таким образом, «Northern Lights» становится не только первым в Европе коммерческим центром по транспортировке и хранению CO2, но и пионером в области логистики сжиженного углерода, предлагая бесценный практический опыт всему миру. Согласно прогнозам Wood Mackenzie, в ближайшее десятилетие мировые мощности по улавливанию углерода вырастут более чем в шесть раз — с 70 до почти 450 миллионов тонн в год. Необходимость в таких проектах, как «Northern Lights», обусловлена географическим неравенством: многие страны с высоким уровнем выбросов, особенно в Северо-Западной Европе и Северо-Восточной Азии, не имеют достаточных геологических формаций для хранения собственного CO2. Для них экспорт уловленных выбросов по морю становится единственным реальным путем к декарбонизации. Эксперты оценивают потенциальный объем рынка трансграничной транспортировки CO2 почти в 160 миллионов тонн к 2050 году. Почин Норвегии уже находит последователей. В Дании завершено строительство специального судна для проекта «Greensand», которое будет перевозить CO2 для захоронения у датских берегов. Наибольший потенциал для развития нового рынка аналитики видят в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония и Южная Корея, испытывая дефицит собственных хранилищ, активно рассматривают возможность экспорта выбросов в Малайзию и Австралию. Большое внимание также приковано к сингапурскому проекту «S-Hub», который планирует отправлять уловленный CO2 на хранение в Индонезию и Малайзию. Однако на пути к глобальному рынку хранения углерода стоят серьезные препятствия. Главное из них — высокая стоимость, к которой добавляются затраты на морскую перевозку. Для успеха подобных проектов необходима решительная государственная поддержка, включая субсидии и налоговые льготы. Кроме того, до сих пор не до конца проработана международная нормативно-правовая база. Трансграничная перевозка CO2 все еще ограничена Лондонским протоколом 1996 года о предотвращении загрязнения моря, что требует скорейшего внесения поправок и заключения двусторонних соглашений между странами. Несмотря на вызовы, эксперты заключают, что перевозка и хранение углерода за рубежом открывает уникальные возможности для стран, стремящихся к «нулевым выбросам», но не имеющих для этого геологических ресурсов. Теперь слово за правительствами и регуляторами, которые должны создать стимулы и стабильную политику, чтобы этот недостающий элемент в глобальной борьбе с изменением климата смог реализовать свой потенциал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *