Эксперты из Steamship Mutual, ведущего клуба взаимного страхования судовладельцев, предупреждают: навигация в мире закупок судового топлива становится все более рискованной. Причина кроется в ужесточении и разнообразии экологических норм в так называемых зонах контроля выбросов (ECA), где к качеству топлива предъявляются особые требования. Как подчеркивают в Steamship Mutual, «хотя значительное время и ресурсы тратятся на решение проблем с топливом уже после его поставки, гораздо большую ценность представляет проявление должной осмотрительности в процессе закупки для снижения вероятности возникновения этих проблем».
Ключом к снижению рисков, по мнению Steamship Mutual, является разработка и внедрение продуманного плана закупок судового топлива. Этот план может функционировать как самостоятельный документ или же быть интегрирован в общую систему управления закупками или качеством компании. Основой такого плана должна стать прозрачная методология оценки потенциальных поставщиков. Речь идет о системе баллов, присваиваемых по различным показателям, с учетом их значимости, что в итоге формирует объективный рейтинг каждого поставщика. Такой подход позволит судовладельцам принимать взвешенные решения перед заключением контрактов на поставку топлива. Использование стандартов вроде ISO 9001:2015 для оценки поставщиков может стать хорошим подспорьем, хотя и не является строгой необходимостью для выбора надежного партнера.
Особое внимание следует уделить разработке самих критериев оценки. Они должны объективно отражать репутацию и надежность поставщиков в каждом конкретном порту, так как глобальная оценка может искажаться под влиянием местных особенностей логистической цепочки. Важно проанализировать факторы, способные повлиять на качество и количество поставляемого топлива. Например, является ли компания непосредственным физическим поставщиком или прибегает к услугам посредников? Контролирует ли она происхождение топлива и всю цепочку его доставки? Проводит ли регулярный аудит качества и проверки вовлеченных сторонних организаций? Какова статистика успешных заправок топливом в данном порту и были ли зафиксированы инциденты, связанные с недоливом или несоответствующим качеством? При создании системы оценки важно понимать, что не все критерии одинаково важны. Например, такому критерию, как «Является ли поставщик физическим поставщиком?», следует придать больший вес, так как это свидетельствует о его контроле над операциями.
Эффективность плана закупок как инструмента отбора поставщиков напрямую зависит от полноты и достоверности исходных данных. Информацию можно получать из двух основных источников: анализа рыночной конъюнктуры и, что особенно ценно, из внутренних отчетов от экипажей судов, непосредственно принимающих топливо. По данным Steamship Mutual, «хотя рыночная информация в целом доступна, конкретные детализированные данные, необходимые для глубокого анализа, не всегда легко получить». Тем не менее, это хорошая отправная точка. Внутренние данные, возможно, будут накапливаться постепенно, но со временем они превратятся в бесценный ресурс. Поэтому план закупок должен предусматривать отлаженный механизм сбора обратной связи по каждой топливной операции, чтобы с каждой новой заправкой судна система проверки поставщиков становилась все надежнее.
Вооружившись четкими критериями оценки и данными, собранными как из внешних рыночных источников, так и благодаря внутренней экспертизе, процесс выбора поставщиков судового топлива становится значительно эффективнее. Для обеспечения единообразия и объективности оценочного процесса, план закупок должен содержать ясные критерии отбора. Эти критерии станут для отдела закупок ориентиром, помогающим определить, можно ли продолжать сотрудничество с тем или иным поставщиком, или же требуется дополнительное согласование на более высоком уровне.