Зеленое судоходство под угрозой: инвесторы призывают ЕС к действию



Коалиция инвесторов Cleantech for Nordics обратилась с открытым письмом к европейским властям, предупреждая о серьезных препятствиях на пути к декарбонизации мирового судоходства. По мнению экспертов, для сокращения выбросов от морского транспорта необходим комплексный подход, включающий повышение энергоэффективности судов, создание соответствующей инфраструктуры и коренное изменение принципов перевозки грузов.

Cleantech for Nordics, объединяющая инвесторов и экспертов, ставит своей целью превратить Северную Европу в глобальный центр экологически чистых технологий. В преддверии председательства Дании в Совете ЕС коалиция видит уникальную возможность для достижения прорыва в «зеленой» трансформации судоходства — одного из самых сложных для декарбонизации секторов. Правильная комбинация политических решений, финансирования и рыночных сигналов может ускорить внедрение инноваций и утвердить Европу в качестве мирового лидера в этой области.

В письме отмечается наличие многообещающих технологий, таких как экологически чистое топливо, включая биотопливо и синтетическое топливо, а также электрификация судов. Однако главной проблемой остается масштабирование этих решений за пределы пилотных проектов. Несмотря на государственную поддержку на ранних стадиях, переход к коммерческому внедрению сопряжен с огромными трудностями. Без более благоприятной нормативно-правовой базы необходимые для глобального перехода инвестиции, оцениваемые в 1,5 триллиона долларов, останутся недостижимыми.

Эксперты призывают к усилению экономических стимулов для выравнивания условий и создания полноценного рынка для низкоуглеродных и безуглеродных видов топлива. Действующие механизмы финансирования ЕС признаны недостаточными для поддержки готовых к внедрению, но еще не конкурентоспособных по цене технологий, таких как производство «зеленого» метанола. Предстоящий «План инвестиций в устойчивый транспорт» рассматривается как ключевой инструмент для устранения этого разрыва.

Особое внимание уделяется доходам, полученным от включения судоходства в Систему торговли выбросами ЕС (ETS). Коалиция настаивает на том, чтобы эти средства стратегически реинвестировались в морскую отрасль для снижения рисков первоначальных вложений, например, через кредитные гарантии. Это позволило бы разработчикам технологий заключать долгосрочные контракты, необходимые для привлечения масштабного частного капитала.

Кроме того, в качестве стимула предлагается активно использовать «зеленые» государственные закупки для формирования стабильного первоначального спроса на чистые морские технологии. Скоординированные на уровне ЕС закупки могут создать предсказуемый рынок и ускорить снижение затрат. Важнейшей задачей также названо укрепление собственного производственного потенциала Европы в области чистого топлива, чтобы избежать зависимости от импорта и обеспечить долгосрочную энергетическую устойчивость.

В заключение авторы письма подчеркивают, что для достижения климатических целей отраслью необходимы решительные шаги по привлечению капитала, развитию надежных производственно-сбытовых цепочек и созданию рыночных стимулов для компаний-первопроходцев. В противном случае «зеленая» трансформация флота может не состояться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *