ИИ научат читать навигационные данные для автономного судовождения



В Великобритании дан старт новому исследовательскому проекту, цель которого — научить морские автономные надводные суда (MASS) обрабатывать и реагировать на официальные навигационные данные без участия человека. Инициаторами программы выступили Гидрографическое управление Великобритании и компания Marine AI, специализирующаяся на разработке программного обеспечения для морской автономии.

В течение следующих восьми месяцев специалисты Marine AI адаптируют свою большую языковую модель (LLM) для преобразования лоций ADMIRALTY Sailing Directions и радионавигационных предупреждений (RNW) из текущих, предназначенных для чтения человеком форматов, в структурированные данные, понятные автономным системам. Интеграция этих данных в платформу GuardianAI призвана обеспечить принятие независимых решений беспилотными судами в режиме реального времени, позволяя им использовать ту же информацию, что и суда с экипажем.

«Впервые предпринимается попытка обработать лоции ADMIRALTY и радионавигационные предупреждения таким образом, чтобы автономная система управления могла действовать на их основе», — заявил технический директор Marine AI Оливер Томпсон. По его словам, реализация этой возможности на практике «устранит один из самых больших пробелов в автономии морских судов и сделает важный шаг к безопасным, полностью автоматизированным операциям».

В настоящее время автономные суда зависят от операторов-людей, которые вручную интерпретируют навигационные данные, зачастую представленные в виде объемных текстов и в устаревших форматах. Новый проект намерен решить эту проблему путем переобучения специализированной языковой модели и разработки вспомогательных агентов искусственного интеллекта для преобразования неструктурированной информации в машиночитаемые форматы для тактических функций GuardianAI.

Проект завершится демонстрацией на воде в Плимуте весной 2026 года. Для этого будет использовано судно Oceanus12 компании ZeroUSV, оснащенное комплексом GuardianAI. Результаты исследования также внесут вклад в разработку стандарта данных S-100 Международной гидрографической организации (МГО), который, как ожидается, станет универсальным стандартом для будущих навигационных систем.

«Работа с Marine AI позволяет нам расширить границы возможного в использовании официальной гидрографической информации автономными системами», — отметил руководитель отдела исследований в области дизайна и инноваций Гидрографического управления Великобритании Марк Кейси. Он подчеркнул, что результаты не только повысят безопасность на море, но и напрямую повлияют на развитие стандарта S-100, гарантируя, что данные британского ведомства останутся мировым эталоном безопасной навигации как для судов с экипажем, так и для беспилотных.

Ожидается, что способность автономных судов самостоятельно интерпретировать официальные навигационные данные ускорит реакцию на предупреждения, поможет в установлении международных стандартов и будет способствовать более широкому использованию беспилотных судов в коммерческих, исследовательских и оборонных целях.