В рамках инициативы Zero-Emission Shipping Mission Датское морское управление (DMA) провело исследование под названием «Картирование глобальных возможностей финансовой поддержки судов с нулевым уровнем выбросов и энергоэффективных судов».
Согласно исследованию, судоходная отрасль, являясь краеугольным камнем мировой экономики, также ответственна за примерно 3% выбросов парниковых газов. Это побуждает Международную морскую организацию (IMO) и правительства разных стран ставить амбициозные цели по декарбонизации. С 2012 по 2023 год глобальные выбросы CO2 от судоходства неуклонно росли, среднегодовой темп роста составлял около 2%.
Исследование является частью международной государственно-частной инициативы Zero-Emission Shipping Mission, входящей в состав Mission Innovation и объединяющей 16 участников с пяти континентов. Соруководителями Миссии являются Центр Maersk Mc-Kinney Møller по нулевому выбросу углерода, Глобальный морской форум, Норвегия, США и Дания. Главная цель Миссии — продемонстрировать коммерчески жизнеспособные суда с нулевым уровнем выбросов к 2030 году, сделав суда, работающие на топливе с нулевым уровнем выбросов, естественным выбором для судовладельцев при обновлении своего флота.
К 2023 году выбросы достигли примерно 830 миллионов метрических тонн для различных типов судов, что обусловлено продолжающимся ростом мировой торговли и зависимостью от морского транспорта. Анализ выбросов CO2 от судоходства по странам владения судами относительно размера флота показывает, что в большинстве стран наблюдается стагнация или незначительное сокращение выбросов, в то время как в некоторых странах выбросы продолжают расти.
Декарбонизация мирового судоходного флота к 2050 году требует значительных инвестиций. По оценкам, ежегодные затраты на строительство и эксплуатацию судов составляют от 8 до 28 миллиардов долларов США. Кроме того, для масштабирования берегового производства, распределения топлива и бункеровочной инфраструктуры для обеспечения 100% углеродно-нейтрального топлива к 2050 году потребуется, по оценкам, дополнительно от 30 до 90 миллиардов долларов США в год.
Декарбонизация судоходства является сложной задачей из-за длительных рейсов и ограниченных возможностей электрификации. Судовладельцы обращаются к альтернативным видам топлива, таким как «зеленый» аммиак и метанол, энергоэффективным системам и электрическим двигательным установкам, строя новые суда, а также модернизируя и совершенствуя существующие. Однако финансирование остается сложной задачей, поскольку доступ к традиционному банковскому кредитованию затруднен из-за более строгих правил, высоких предполагаемых рисков, колебаний цен на топливо и неопределенности экономического обоснования для судов с нулевым уровнем выбросов.
Альтернативные варианты, такие как лизинг, прямые инвестиции и экспортное финансирование, предлагают гибкость, но могут быть связаны с более высокими затратами и более строгими условиями, что ставит в невыгодное положение более мелких игроков и развивающиеся страны. Несмотря на эти проблемы, операционные улучшения и существующие технологии могут сократить выбросы до 75%. Преодоление разрыва в финансировании требует инновационных механизмов финансирования, политической поддержки и глобального сотрудничества.
Ключевые моменты исследования:
- Стремление к глобальной декарбонизации стимулировало появление возможностей финансирования из различных источников, от более общих до узкоспециализированных морских инициатив.
- Финансовая поддержка преимущественно сосредоточена в регионах со строгим экологическим регулированием, таких как Европа и Северная Америка.
- В Европе существует широкий спектр возможностей финансирования судов, охватывающий как широкомасштабные межотраслевые программы, так и специализированные инициативы.
- Соединенные Штаты предлагают крупные программы, поддерживающие глобальную декарбонизацию и развивающиеся страны, но лишь немногие из них относятся непосредственно к судоходству.
- В Азиатско-Тихоокеанском регионе растет число возможностей финансовой поддержки судов, особенно в Южной Корее.
- В Латинской Америке и Африке возможностей финансовой поддержки меньше, что указывает на существенный разрыв по сравнению с остальным миром.
- Глобальные и региональные инициативы помогают преодолеть пробелы в финансовой поддержке развивающихся регионов.
Датское морское управление завершает исследование рекомендациями о том, на чем судовладельцам следует сосредоточить свое внимание.
Отслеживать новые пилотные программы. Схема PAYS для модернизации энергоэффективности и Фонд судоходства с нулевым уровнем выбросов – это инновационные пилотные проекты, демонстрирующие многообещающие модели будущего финансирования. Хотя они еще не получили широкого распространения, судовладельцам следует следить за их развитием, поскольку они могут кардинально изменить ситуацию в сфере морского финансирования. Аналогичным образом, GreenVoyage2050, который в настоящее время расширяется для предоставления финансовых механизмов, потенциально может стать очень актуальной возможностью для развивающихся стран.
Использовать глобальные инициативы. В то время как региональные возможности в Африке и Латинской Америке остаются ограниченными, глобальные инициативы, такие как Фонды климатических инвестиций и Глобальный экологический фонд, предоставляют гранты и льготные кредиты для поддержки модернизации энергоэффективности и внедрения экологически чистого топлива в развивающихся регионах. Эти программы особенно актуальны для небольших судовладельцев, сталкивающихся с финансовыми и инфраструктурными проблемами.
Рассматривать возможности прямых инвестиций. Масштаб и направленность прямых инвестиций изменились. Фонды прямых инвестиций, такие как EURAZEO Sustainable Maritime Infrastructure Fund и Breakthrough Energy Ventures, являются относительно новыми участниками рынка, и их также стоит изучить для реализации инновационных или высокоэффективных проектов. Судовладельцам следует обращаться в эти фонды с четкими экологическими показателями и убедительным экономическим обоснованием.
Комбинировать механизмы финансирования для обеспечения гибкости. Судовладельцам следует комбинировать гранты, льготные кредиты и лизинговые механизмы, чтобы снизить первоначальные затраты и финансовые риски. Лизинговые опции, например, предлагаемые фондом EURAZEO Sustainable Maritime Infrastructure Fund, обеспечивают доступ к «зеленым» технологиям без необходимости полного владения. Сочетание их с государственными грантами или льготными кредитами обеспечивает доступное финансирование, поддерживая проекты по декарбонизации.
Понимать и готовиться к требованиям соответствия. Судовладельцы должны внимательно изучить критерии приемлемости программ, такие как тип судна, целевые показатели выбросов и объем проекта. Инвестиции в надлежащую документацию и обращение за технической или юридической поддержкой могут повысить шансы на успех заявки, особенно для таких программ, как KfW IPEX-Bank и Зеленый климатический фонд, которые требуют четких показателей воздействия на окружающую среду.
Сотрудничать в рамках стратегических партнерств. Небольшие судовладельцы могут повысить свою приемлемость для финансирования, сотрудничая с поставщиками технологий, правительствами или более крупными операторами. Государственно-частные партнерства, такие как Pacific Blue Shipping Partnership, повышают доверие и упрощают подачу заявок. В Африке Африканский гарантийный фонд сотрудничает с местными финансовыми учреждениями для предоставления частичных гарантий, помогая малым и средним предприятиям получить финансирование для устойчивых морских проектов, одновременно снижая риски для кредиторов.