Последний раунд переговоров, состоявшийся в рамках Межсессионной рабочей группы ИМО по сокращению выбросов парниковых газов с судов (ISWG-GHG 18), знаменует собой важный шаг на пути к достижению Стратегии ИМО по сокращению выбросов парниковых газов 2023 года. Эта стратегия ставит амбициозную цель по сокращению выбросов с судов, при этом ожидается, что среднесрочные меры будут приняты к 2025 году.
Одной из основных целей этих обсуждений является создание двух основных элементов стратегии ИМО: технического элемента в форме стандарта для морского топлива, основанного на целевых показателях, и экономического элемента, основанного на механизме ценообразования на выбросы парниковых газов на морском транспорте.
Стандарт для морского топлива, основанный на целевых показателях, будет регулировать поэтапное снижение интенсивности выбросов парниковых газов с судов за счет постепенного перехода на более чистые виды топлива. Этот стандарт призван сыграть решающую роль в глобальном стремлении к снижению воздействия судоходного сектора на окружающую среду.
В то же время предлагаемый экономический элемент — механизм ценообразования на выбросы парниковых газов — призван стимулировать переход на низкоуглеродное топливо, обеспечивая при этом распределение затрат, связанных с этим переходом, по всей отрасли.
Обсуждения были сосредоточены вокруг проекта текста «Рамочной программы ИМО по достижению нулевого уровня выбросов», разработанного на MEPC 82. Эта рамочная программа, которая включает в себя вклад государств-членов и международных организаций, описывает предлагаемые поправки к МАРПОЛ, Приложение VI. Эти поправки, в случае их утверждения, интегрируют среднесрочные меры в договор, который уже охватывает 97% мирового судоходного тоннажа.
Одним из наиболее значительных результатов этого раунда обсуждений является растущая поддержка глобального углеродного сбора с выбросов парниковых газов в судоходстве. Коалиция из 48 стран Карибского бассейна, Африки, Азии и Европы одобрила введение сбора в размере от 18 до 150 долларов США за тонну выбросов парниковых газов.
Этот сбор может приносить миллиарды долларов ежегодно, которые могут быть реинвестированы в переход на экологически чистые виды топлива, поддерживая первых пользователей и предоставляя финансовые стимулы для внедрения топлива с нулевым и близким к нулю уровнем выбросов, такого как зеленый метанол и аммиак.
Предлагаемый сбор получил широкую поддержку со стороны более чем трех четвертей государств-членов ИМО, хотя сохраняются серьезные опасения со стороны таких стран, как Китай и Бразилия. Эти опасения необходимо устранить, чтобы обеспечить всеобъемлющее и справедливое решение, которое способствует декарбонизации сектора, учитывая при этом интересы развивающихся стран.
Еще одним важным событием является создание Фонда ИМО, предназначенного для получения доходов от сборов за выбросы с судов. Этот фонд будет предлагать финансовые стимулы для судов, использующих топливо с низким уровнем выбросов, сокращая разрыв в стоимости между традиционным ископаемым топливом и более устойчивыми альтернативами.
Хотя отрасль в значительной степени поддерживает глобальный углеродный сбор, потребуются дальнейшие обсуждения для решения ключевых вопросов, таких как цена сбора, распределение доходов и механизмы обеспечения соблюдения.
Несмотря на эти проблемы, международное сообщество сохраняет оптимизм в отношении достижения консенсуса к следующему заседанию MEPC в апреле 2025 года.
Предстоящий MEPC 83 ИМО будет иметь решающее значение для будущего мирового судоходства. На этом важном заседании будут обсуждаться среднесрочные меры по сокращению выбросов парниковых газов. Эти меры создадут стимулы для внедрения новых видов топлива, и, с точки зрения автора текста, ключевым приоритетом является обеспечение того, чтобы они максимально ускорили переход. До начала этого важнейшего заседания Комитета ИМО осталось всего несколько недель, и отрадно видеть, что переговоры продвигаются в позитивном и конструктивном духе.
Заинтересованные стороны отрасли внимательно следят за переговорами, надеясь, что ИМО доработает меры, которые обеспечат ясность и поддержку перехода на экологически чистые виды топлива. Универсальный углеродный сбор и надежные экономические стимулы рассматриваются как решающие факторы для продвижения морского сектора к его цели по достижению нулевого уровня выбросов к 2050 году.