Как декарбонизация повлияет на флот: инструмент оценки от GCMD

Глобальный центр декарбонизации морского судоходства (GCMD) представил новый цифровой инструмент – калькулятор затрат и соответствия требованиям. Его цель – помочь участникам морской индустрии адаптироваться к новым правилам, принятым по итогам 83-й сессии Комитета по защите морской среды (MEPC 83) Международной морской организации (IMO).

Этот калькулятор основан на новейшей системе ценообразования на выбросы парниковых газов, утвержденной MEPC. Инструмент позволяет пользователям моделировать, как система ценообразования, привязанная к интенсивности выбросов парниковых газов при использовании топлива (GFI), повлияет на их операционные расходы и стратегии соблюдения нормативов.

Согласно новым проектам правил, суда должны будут соблюдать два ключевых требования. Во-первых, это глобальный топливный стандарт, обязывающий суда со временем снижать годовую интенсивность выбросов парниковых газов при использовании топлива (GFI), то есть объем выбросов на единицу потребленной энергии. Этот показатель рассчитывается по методу «well-to-wake», учитывающему выбросы на всем цикле от добычи топлива до его использования на судне.

Во-вторых, вводится глобальная экономическая мера. Суда, чьи выбросы превышают установленные пороговые значения GFI, должны будут приобретать специальные «компенсационные единицы» для покрытия дефицита выбросов. В то же время, суда, использующие технологии с нулевыми или почти нулевыми выбросами парниковых газов, смогут претендовать на финансовые поощрения.

Система соответствия целевым показателям интенсивности выбросов GFI будет двухуровневой: Базовый целевой показатель (Base Target) и Целевой показатель прямого соответствия (Direct Compliance Target). Достижение последнего позволит судам зарабатывать «избыточные единицы».

Суда, чьи выбросы превышают установленные пороги, смогут сбалансировать свой дефицит несколькими способами: путем передачи «избыточных единиц» с других судов, использования ранее накопленных собственных «избыточных единиц» или приобретения «компенсационных единиц» за счет взносов в фонд IMO Net-Zero Fund.

Для обеспечения прозрачности калькулятор GCMD отображает весь процесс расчета, позволяя пользователям отследить каждый шаг и лучше понять итоговые результаты. Визуализацию двухуровневой системы соответствия GFI дополняет график, показывающий траектории Базового и Прямого целевых показателей.

Суда, чьи выбросы окажутся ниже Целевого показателя прямого соответствия, не будут подвергаться штрафам. Напротив, они смогут зарабатывать «избыточные единицы», которые можно передать другим судам, нуждающимся в них, или «зарезервировать» для использования в будущем. Цена на «избыточные единицы» будет определяться рынком, а срок их резервирования ограничен двумя годами.

Если выбросы судна превышают Целевой показатель прямого соответствия, но остаются ниже Базового целевого показателя, налагается штраф в размере 100 долларов США за тонну эквивалента CO₂. Сумма штрафа пропорциональна объему превышения между этими двумя порогами. Штрафы перечисляются в фонд Net-Zero Fund, созданный и управляемый IMO.

Выбросы, превышающие даже Базовый целевой показатель, повлекут за собой еще более высокий штраф – 380 долларов США за тонну эквивалента CO₂. Этот штраф также может быть уплачен в фонд IMO или сбалансирован за счет накопленных или приобретенных на рынке «избыточных единиц».

Суда, использующие топливо с нулевыми или почти нулевыми выбросами (ZNZ), GFI которых ниже 19 г CO₂-экв/МДж до 2035 года и 14 г CO₂-экв/МДж после 2035 года, имеют право на финансовое вознаграждение.

Внедрение этих регуляторных мер подчеркивает фундаментальную задачу отрасли. Профессор Линн Лу, глава Global Centre for Maritime Decarbonisation (GCMD), в недавнем интервью подчеркивала необходимость сбалансировать насущные коммерческие императивы судоходства с долгосрочными целями по декарбонизации. Она поясняла, что регуляторные меры IMO должны учитывать это напряжение, обеспечивая практическую реализуемость и одновременно поддерживая курс на достижение амбициозных целей по нулевым выбросам.

 

Зеленый компас

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *