Международная ассоциация бункерной индустрии (IBIA) представила подробное руководство, посвященное аммиаку как перспективному морскому топливу. Этот шаг отражает растущий интерес судоходной отрасли к поиску экологически чистых альтернатив, способных кардинально снизить углеродный след мирового флота. Публикация, подготовленная рабочей группой по перспективным видам топлива, призвана ответить на самые насущные вопросы, стоящие перед судовладельцами, портами и операторами.
Сегодня аммиак в основном производится с помощью энергозатратного процесса Габера-Боша, где главным источником выбросов парниковых газов является получение водорода из природного газа. Однако уже разрабатываются новые, более экологичные пути производства, например, с использованием электролиза воды. Пока что большая часть аммиака используется для производства удобрений, а существующая транспортная инфраструктура, включающая трубопроводы, авто- и железнодорожный транспорт, а также портовые терминалы, может стать основой для будущих бункеровочных сетей.
Регуляторная база для использования аммиака на судах все еще находится в стадии формирования. Ключевой документ, «Международный кодекс безопасности для судов, использующих газы или иное топливо с низкой температурой вспышки» (IGF Code), пока не содержит конкретных требований к аммиаку. Однако Международная морская организация (ИМО) уже делает шаги в этом направлении: в декабре 2024 года были одобрены временные руководящие принципы, а полная интеграция поправок в кодекс ожидается к 2026-2027 годам.
Безопасность остается главным приоритетом при переходе на аммиак. Из-за своей токсичности и коррозионных свойств он требует особого оборудования и строгих протоколов обращения. Жидкий аммиак должен храниться при температуре –33°C, что накладывает жесткие требования к конструкции резервуаров и систем. Важнейшую роль играют обучение персонала, разработка планов реагирования на чрезвычайные ситуации и взаимодействие со страховыми компаниями для адекватной оценки и управления рисками.
Экономическая сторона вопроса сложна. С одной стороны, производство аммиака потенциально дешевле, чем других синтетических видов топлива, таких как метанол или метан. С другой — первоначальные затраты для судовладельцев значительны: стоимость постройки нового судна, работающего на аммиаке, может быть на 16% выше, а модернизация существующего — на 19–40%. Кроме того, на начальном этапе стоимость «зеленого» аммиака будет намного выше традиционного, хотя эксперты предсказывают ее снижение по мере масштабирования производства, как это ранее произошло с рынком СПГ.
С точки зрения эксплуатации, переход на аммиак изменит привычные процессы. Его энергоемкость почти вдвое ниже, чем у мазута, что потребует увеличения размеров топливных баков и более частых бункеровок. При этом аммиак не содержит углерода, что гарантирует нулевые выбросы CO₂. Главной экологической задачей становится контроль за выбросами оксидов азота (NOₓ) и проскоком аммиака — проблемами, которые, по заявлениям производителей двигателей, успешно решаются с помощью современных систем каталитической очистки выхлопных газов.