Исторический шаг: Джибути ввела первый в Африке налог на выбросы судов



Джибути совершила знаковый шаг в декарбонизации морского судоходства, став первой африканской страной, которая ввела национальный механизм ценообразования на выбросы углерода для международных судов. Эта инициатива знаменует собой важный региональный прорыв в борьбе с изменением климата и задает новый экологический стандарт для континента.

Новая система, запущенная президентским указом и ныне полностью введенная в действие, распространяется на суда, заходящие в порт Джибути и превышающие определенные пороги: свыше 3000 тонн дедвейта, 500 валовой вместимости или 300 контейнеров TEU. Согласно данным компании OceanScore, цена на углерод установлена на уровне 17 долларов за тонну эквивалента CO₂, при этом для сохранения конкурентоспособности порта введен лимит на один рейс в размере 7500 долларов.

Ответственность за выбросы распределяется в соотношении 50 на 50 между Джибути и страной отправления или назначения судна. Предусмотрена и дальнейшая эволюция системы: с июля 2025 года программа перейдет на новую схему, где 70% составит прямой взнос, а 30% — обязательное углеродное офсетирование. Судоходные компании обязаны ежемесячно отчитываться об использовании топлива или применять стандартные коэффициенты выбросов, разработанные Международной морской организацией (ИМО), и в те же сроки производить оплату.

Хотя действие схемы географически ограничено, ее стратегическое значение огромно. Джибути является ключевым морским узлом для Эфиопии, не имеющей выхода к морю, и расположена на одном из самых оживленных мировых судоходных маршрутов. По словам официальных лиц, данная модель разработана для тиражирования, и уже известно, что Габон готовит аналогичную законодательную базу, что может запустить цепную реакцию по всему континенту.

Этот шаг рассматривается как часть более широкой инициативы Африканского союза по созданию децентрализованных национальных систем ценообразования на углерод. Однако эксперты предупреждают, что такой подход «снизу вверх», если он будет принят повсеместно, может привести к фрагментации нормативно-правовой базы. Это создаст дополнительные сложности для судоходных компаний, которым уже приходится ориентироваться в сложной системе международных правил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *