Как судоходная индустрия может заработать на регулировании выбросов ЕС

Компания OceanScore сообщает, что инициатива FuelEU Maritime, в отличие от Системы торговли выбросами ЕС (EU ETS), не только создает расходы для судоходной отрасли, но и способна приносить ей доход.

Согласно ранее проведенному анализу OceanScore, суммарный дефицит соответствия всех судов, интенсивность выбросов парниковых газов которых превышает установленный порог согласно FuelEU, составляет около 2,1 миллиона метрических тонн CO2-эквивалента. В то же время суда, генерирующие избыток соответствия, в основном это газовозы СПГ и СУГ, создают профицит примерно в 1,3 миллиона метрических тонн CO2-эквивалента.

Для достижения баланса на рынке необходимо покрыть чистый дефицит примерно в 0,8 миллиона метрических тонн CO2-эквивалента, и предполагается, что это будет достигнуто за счет использования биотоплива. Такое использование биотоплива потребует несколько большего объема бункерного топлива из-за его более низкой теплотворной способности, обойдется дороже, но взамен обеспечит существенную экономию в рамках EU ETS.

При текущих ценах на топливо, обменных курсах и с учетом поэтапного введения EU ETS на уровне 70%, чистая стоимость достижения соответствия по выбросам в размере одной метрической тонны CO2-эквивалента за счет сжигания биотоплива, такого как UCOME, составляет приблизительно 230 евро.

Учитывая, что судоходная отрасль сталкивается с чистым дефицитом соответствия по выбросам CO2-эквивалента примерно в 0,8 миллиона метрических тонн, покрытие этого дефицита обойдется чуть менее чем в 200 миллионов евро. Хотя эта сумма может показаться некоторым удивительно низкой, стоит отметить, что газовозы СПГ и СУГ, включенные в этот анализ, уже работают на СПГ или СУГ. Таким образом, их доля в сокращении выбросов и, следовательно, избыток соответствия генерируются без дополнительных затрат на топливо.

Источником дополнительных доходов становится механизм перекладывания затрат. На контейнеровозы приходится примерно 28% общих выбросов морского транспорта, а на паромы и круизные суда — еще 20%. Именно в этих сегментах ценообразование на выбросы является наиболее прозрачным и прямым. Анализ чартерных соглашений и надбавок по FuelEU показывает, что они отражают стоимость соответствия и во многих случаях включают штрафы, связанные с выбросами.

Штрафы обычно начисляются за каждую метрическую тонну эквивалента мазута с очень низким содержанием серы (VLSFOe) сверх порога FuelEU. Для данного анализа этот показатель был конвертирован в метрические тонны CO2-эквивалента для сравнения. В результате штраф составляет примерно 640 евро за метрическую тонну CO2-эквивалента.

По оценкам OceanScore, если предположить, что только 50% операторов успешно перекладывают затраты на выбросы на клиентов, будь то грузовладельцы или пассажиры, и делают это по ставке, составляющей две трети от размера штрафа, то результирующее увеличение доходов по всей отрасли может достичь около 450 миллионов евро.

Таким образом, чистая выгода для отрасли может составить порядка 250 миллионов евро, хотя остается открытым вопрос, насколько устойчивым окажется этот эффект, поскольку конкуренция со временем имеет тенденцию нивелировать сверхприбыли.

Ключевым вопросом на фоне трансформации отрасли из-за регулирования декарбонизации становится, кто именно получит эту потенциальную чистую выгоду — фрахтователи, судовладельцы или управляющие компании. Результат будет варьироваться в зависимости от сегмента рынка, типа чартерного соглашения, относительной рыночной силы каждой из сторон и их стратегической готовности. Фрахтователи могут стремиться переложить на конечных потребителей большую часть затрат, чем они возмещают судовладельцам, в то время как судовые менеджеры, несущие конечную ответственность по FuelEU, будут стараться удерживать свои затраты на обеспечение соответствия ниже сумм, которые они могут получить от владельцев судов.

Сторонние судовые менеджеры, обычно работающие с низкой рентабельностью, сталкиваются с наибольшими трудностями. Они несут ответственность не только за риски несоответствия, но и за дополнительную административную и операционную нагрузку. Это включает затраты на модернизацию систем отчетности и верификации.

При учете этих факторов стоимость обеспечения соответствия для судовых менеджеров может быстро возрасти до 3000–4000 евро на судно в год, а для более мелких операторов — и выше. В OceanScore считают критически важным, чтобы их роль в обеспечении соблюдения нормативных требований и поддержании эксплуатационных стандартов была справедливо компенсирована.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *