Европейская федерация транспортников (ETF) отреагировала на недавнее решение Международной морской организации (IMO) установить цель по достижению чистых нулевых выбросов в судоходстве к 2050 году. ETF призывает Европейский союз согласовать свою морскую политику с этой глобальной рамочной программой, защитить конкурентоспособность портов и обеспечить справедливый, ориентированный на работников переход в судоходной отрасли.
Международная морская организация приняла глобальный механизм ценообразования на выбросы углерода для судоходства, который должен вступить в силу в 2028 году. Он предусматривает сбор в размере 100 долларов за тонну выбросов CO₂, превышающих установленные целевые показатели. Соглашение, направленное на достижение чистых нулевых выбросов к 2050 году, также подчеркивает критически важную роль моряков в этом процессе.
В то же время Европейский союз уже внедрил собственную, более продвинутую систему регулирования выбросов в морском секторе. Морской транспорт включен в Систему торговли выбросами ЕС (EU ETS) с января 2024 года, а полное покрытие ожидается к 2026 году. Параллельно с этим, Регламент FuelEU Maritime, вступающий в силу с 2025 года, ставит целью сокращение интенсивности выбросов парниковых газов от судового топлива на 80% к 2050 году.
ETF, совместно с Международной федерацией транспортников (ITF), приветствует создание первого юридически обязывающего глобального механизма для сокращения выбросов парниковых газов от судоходства. В то же время ETF настоятельно призывает ЕС тщательно оценить взаимодействие своих инициатив, таких как морская составляющая EU ETS и Регламент FuelEU Maritime, с новым глобальным соглашением IMO. Необходимо предотвратить создание дублирующих или противоречащих друг другу систем и обеспечить равные условия для всех участников рынка.
Решение IMO о стремлении к чистым нулевым выбросам от глобального судоходства к 2050 году является важным и долгожданным шагом в декарбонизации сектора, к которому ETF и работники портов готовились давно. Эта новость имеет особое значение для портов ЕС, поскольку ETF последовательно выражала обеспокоенность по поводу рисков, связанных с текущей формой EU ETS. В частности, речь идет о потенциальной «утечке» бизнеса и выбросов углерода, когда перевалочные и судоходные операции могут переместиться в порты за пределами ЕС. Глобально скоординированная мера, принятая IMO, потенциально может восстановить баланс конкуренции и снизить эти риски, создавая более справедливые условия для портов ЕС, позволяющие им оставаться как климатически ответственными, так и экономически жизнеспособными.
ETF подчеркивает необходимость для ЕС обеспечить согласованное взаимодействие Регламента FuelEU Maritime и морской части EU ETS с рамочным соглашением IMO. Избежание дублирующих или конфликтующих систем имеет решающее значение для предотвращения излишней нагрузки на порты, операторов и работников. Текущий переходный период предоставляет очевидную возможность, но требует тесной координации между региональной и глобальной политикой, а также приверженности инклюзивному диалогу с социальными партнерами и заинтересованными сторонами.
Учреждение фонда IMO Net-Zero Fund и введение глобального механизма ценообразования на выбросы с 2028 года знаменуют фундаментальный сдвиг в подходе морской отрасли к изменению климата. По мере перехода индустрии на альтернативные виды топлива и передовые технологии условия труда моряков существенно изменятся. ETF отмечает, что для того, чтобы эта трансформация обеспечила достойные рабочие места, ею необходимо управлять справедливо, равноправно и комплексно.
Необходимо выделять достаточные ресурсы на обучение, передачу технологий и наращивание потенциала, гарантируя всем морским специалистам доступ к оплачиваемой переподготовке и равные возможности для приобретения новых навыков. Учитывая ожидаемый быстрый рост инвестиций в «зеленый» и цифровой переход, крайне важно, чтобы лица, принимающие решения в отрасли, конструктивно взаимодействовали с работниками. Моряки должны не просто быть включены в этот процесс, они должны быть поставлены в центр формирования этого перехода.
ETF заявляет о готовности тесно сотрудничать с социальными партнерами, правительствами и заинтересованными сторонами отрасли для обеспечения того, чтобы переход к «зеленому» морскому сектору был не только амбициозным, но и справедливым и инклюзивным. Права всех работников, как на море, так и в портах, должны быть защищены, их навыки признаны, а голоса услышаны при формировании будущего декарбонизированной мировой судоходной индустрии. Ставя работников в центр этой трансформации, можно построить устойчивый морской сектор, работающий на благо как людей, так и планеты.