Европейская комиссия опубликовала отчет, в котором оценивается возможность включения небольших судов валовой вместимостью от 400 до 5000 тонн в сферу действия Регламента ЕС по мониторингу, отчетности и проверке (MRV) выбросов парниковых газов (ПГ) на морском транспорте. В настоящее время законодательство не охватывает более 5300 малых судов, которые ежегодно выбрасывают в атмосферу около 11 миллионов тонн CO2.
Расширение сферы действия Регламента MRV на суда меньшего размера позволит увеличить охват выбросов примерно на 9%, при этом число регулируемых судов возрастет на 42%. Отмечается, что ежегодные административные расходы, связанные с MRV, для небольших судов будут сопоставимы или даже немного выше, чем для крупных. Таким образом, баланс между административными издержками и дополнительным объемом мониторинга выбросов ПГ складывается не в пользу малых судов. Чистая приведенная стоимость дополнительных административных расходов для компаний и компетентных органов превышает монетарный потенциал экономии выбросов ПГ, связанный исключительно с Регламентом MRV.
Однако ситуация может измениться, если учесть экономию выбросов ПГ в результате возможной интеграции небольших судов в другие программы по смягчению последствий изменения климата, такие как EU ETS и FuelEU. Оценка этих потенциальных дополнительных преимуществ будет рассмотрена в контексте пересмотра Директивы EU ETS в 2026 году.
Расширение сферы действия Регламента MRV увеличит долю выбросов морского транспорта ЕС, охваченных требованиями MRV, и напрямую повлияет на доступность данных о выбросах. Включение наиболее «грязных» категорий судов обеспечит увеличение охвата на 4,2% (5,61 млн тонн CO2) по сравнению с пересмотренной областью действия MRV (включая выбросы от генеральных грузов и морских судов от 400 до 4999 тонн, которые будут добавлены с 2025 года). Если включить все категории судов, кроме тех, которые освобождены от MRV, то охват выбросов увеличится на 4,6% (6,19 млн тонн CO2). А если расширить охват и на другие категории, то увеличение составит 8,4% (11,32 млн тонн CO2).
Хотя Регламент MRV не устанавливает прямых ограничений на выбросы, расширение его сферы действия, как ожидается, приведет к прямой экономии энергии и сокращению выбросов ПГ. Это связано с тем, что данные MRV могут помочь преодолеть некоторые существующие рыночные барьеры и стимулировать внедрение технических и эксплуатационных мер по повышению энергоэффективности. Предполагается, что консервативный показатель кумулятивного сокращения выбросов ПГ для небольших судов, включенных в сферу действия MRV, составит 0,7% в период с 2025 по 2050 год.
Потенциальное включение небольших судов в другие программы по смягчению последствий изменения климата, такие как EU ETS и FuelEU, после расширения сферы действия MRV, может оказать гораздо более существенное воздействие на окружающую среду, чем прямая экономия выбросов ПГ. Например, включение дополнительных выбросов ПГ в EU ETS приведет к экологическому эффекту, соответствующему ежегодному снижению предельных значений ETS.