Тяжелые фракции СПГ вызывают простои танкеров-газовозов

В последнее время страховой клуб UK Club фиксирует рост числа инцидентов, связанных с эксплуатационными задержками судов-газовозов, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ). Причиной этих задержек становится присутствие в грузе так называемых «тяжелых фракций СПГ».

Под «тяжелыми фракциями СПГ» понимают длинноцепочечные углеводороды, которые могут создавать эксплуатационные трудности при транспортировке и обработке газа. Сам СПГ состоит преимущественно из метана, но также содержит небольшие количества других углеводородов, таких как этан, пропан и бутан, а также следы азота.

Проблема возникает, когда в СПГ присутствует повышенное содержание более тяжелых углеводородов, обозначаемых как C6+. В отличие от метана, эти соединения могут затвердевать при сверхнизких температурах хранения СПГ (около -162°C). Это приводит к замерзанию и закупорке судового оборудования: трубопроводов, насосов или фильтров.

Состав СПГ может незначительно различаться в зависимости от региона добычи. Даже кажущаяся незначительной концентрация тяжелых фракций на уровне 0,04 молярных процента (или 400 частей на миллион) в партии груза объемом 100 000 тонн означает наличие около 40 тонн этих веществ. Такое количество способно вызвать серьезные сбои в работе судовых систем.

При возникновении эксплуатационных проблем, таких как засорение фильтров или повышение противодавления в системе, необходимо тщательно осмотреть внутренние компоненты судового оборудования. Цель осмотра – выявить потенциальные источники попадания влаги или других видов загрязнений. Если попадание влаги исключено, рекомендуется отобрать пробы груза и осадка из фильтров для расширенного анализа. Для этого используется специализированная процедура GPA 2286, позволяющая обнаружить даже минимальные концентрации тяжелых углеводородов (менее 0,01 молярного процента). Консалтинговая компания Brookes Bell предоставляет подробную информацию о процедуре отбора проб и рекомендуемых методах тестирования.

Наличие тяжелых фракций в СПГ может приводить к задержкам судов, увеличению расходов и юридическим спорам между судовладельцами и фрахтователями. Повреждение судовых механизмов и оборудования также влечет за собой значительные издержки, связанные не только со стоимостью ремонта, но и с потерей времени из-за простоя судна. Для минимизации возможных проблем предпринимается ряд практических шагов. Один из них – включение в контракты специальных условий, четко определяющих ответственность судовладельцев и фрахтователей. Эти условия могут регулировать порядок обработки, переработки или выгрузки тяжелых углеводородов во избежание эксплуатационных и юридических осложнений.

Для снижения потенциальных эксплуатационных проблем, по данным Brookes Bell, применяются стратегические процедуры управления остатками груза в танках (так называемым «хилом»). Эти процедуры включают точный расчет количества оставляемого СПГ, особенно для судов с двухтопливными двигателями; тщательное распределение остатков по грузовым танкам, чтобы их уровень не превышал пределов, опасных с точки зрения плескания жидкости; постоянный мониторинг температуры и давления в танках, при этом средняя температура в танках (ATR) во время рейса поддерживается на уровне около -125°C; а также тщательное планирование подготовки грузовых танков перед прибытием в порт погрузки с целью достижения ATR ниже -155°C.

При поиске неисправностей, таких как засорение фильтров или рост противодавления, важно проверять внутренние компоненты судовых систем на предмет возможного попадания влаги или других загрязнений. Ключевые узлы для проверки включают генератор инертных газов и генератор азота, где следует проверить точку росы и при необходимости выполнить калибровку; испаритель СПГ на предмет внутренних утечек; систему водяного охлаждения компрессора отпарного газа также на предмет внутренних утечек. Необходимо пересмотреть требования и процедуры продувки грузовых и конденсатных линий после технического обслуживания. Увеличение размера ячеек фильтров может рассматриваться как вариант по согласованию с производителями оборудования и фрахтователями, однако это не является предпочтительным решением.

В случае возникновения задержек или эксплуатационных проблем, связанных с тяжелыми углеводородами, крайне важно заблаговременное привлечение клубов взаимного страхования P&I и Defence Club. Их участие помогает успешно справляться как с юридическими, так и с техническими сложностями, минимизируя риск возникновения связанных с ними споров.

 

Зеленый компас

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *