April 15, 2025
С 1 января 2026 года все пассажирские суда валовой вместимостью менее 10 000 тонн, работающие в норвежских фьордах, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, должны будут соответствовать стандартам нулевых выбросов.
Это требование является частью Правил экологической безопасности, установленных Норвежским морским управлением по поручению Министерства климата и окружающей среды страны. Данное регулирование знаменует собой важный этап в процессе, начатом еще в 2018 году, направленном на защиту уникальной природы фьордов.
Более крупные пассажирские суда, валовой вместимостью 10 000 тонн и более, столкнутся с аналогичным требованием о нулевых выбросах начиная с 2032 года. Введение этих правил направлено на существенное снижение воздействия судоходства на окружающую среду и сохранение фьордов как важнейших туристических направлений мирового значения.
Правила допускают использование биогаза в качестве альтернативного топлива, но при соблюдении строгих условий: он должен храниться отдельно от ископаемого топлива до момента бункеровки. Кроме того, бункеровка биогазом должна производиться не ранее чем за месяц до входа судна во фьорды, а его количество должно соответствовать ожидаемому энергопотреблению во время нахождения в охраняемой зоне. Важно отметить, что биогаз, поставляемый по трубопроводной сети и сертифицированный на основе массового баланса, не соответствует требованиям.
Суда также обязаны использовать береговое электроснабжение везде, где такая инфраструктура доступна в портах на территории фьордов.
Требование о нулевых выбросах является технологически нейтральным. Это означает, что операторы судов могут сами выбирать способы его выполнения, при условии, что используемые ими технологии не приводят к прямым выбросам углекислого газа (CO₂) или метана (CH₄) в атмосферу во время нахождения во фьордах. При этом любые используемые источники энергии должны соответствовать стандартам Европейского Союза по сокращению выбросов парниковых газов на протяжении всего жизненного цикла.