Бангладеш официально приступил к разработке Национального плана действий (NAP), направленного на сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) от судоходства.
Этот шаг является ключевым для приведения морского сектора страны в соответствие со Стратегией Международной морской организации (IMO) по сокращению выбросов ПГ от 2023 года и Приложением VI к Конвенции МАРПОЛ. Резолюция IMO MEPC.367(79), принятая в 2022 году, призывает государства-члены разрабатывать и представлять добровольные национальные планы действий, излагающие соответствующую политику и меры по борьбе с выбросами ПГ с судов.
Инициатива, возглавляемая Департаментом судоходства при Министерстве судоходства и поддерживаемая программой IMO GreenVoyage2050, была запущена на многостороннем семинаре в Дакке.
Астрид Дисперт, менеджер программы GreenVoyage2050 в IMO, отметила, что благодаря своей обширной сети внутренних водных путей и растущей судостроительной промышленности Бангладеш имеет хорошие возможности стать лидером в области устойчивого морского развития. Она добавила, что через программу GreenVoyage2050 IMO гордится возможностью поддержать Бангладеш в принятии практических шагов к декарбонизированному морскому будущему.
В мероприятии приняли участие более 100 представителей директивных органов, лидеров частного сектора, судостроителей, ученых и специалистов в области энергетики. Участники определили конкретные меры для экологизации обширной морской сети Бангладеш, включающей более 24 000 км внутренних водных путей. На семинаре были выделены несколько приоритетных направлений действий: улучшение сбора данных и разработка базовых уровней выбросов, стимулирование использования более чистых видов топлива, модернизация внутреннего флота, а также повышение квалификации моряков и управляющих портами.
Участники также определили возможности для проектирования более экологичных судов и внедрения локализованных инноваций, используя такие мощности, как верфь Кхулна. Интеграция стратегий развития портов, энергетической политики и устойчивого судостроения была признана ключевым фактором долгосрочного успеха.
Генеральный директор Департамента судоходства, коммодор Мохаммад Максуд Алам, заявил, что этот Национальный план действий является важным шагом в изучении того, как можно сократить выбросы от судоходства, одновременно укрепляя морскую рабочую силу, стимулируя судостроительную промышленность, модернизируя порты и строя более чистую и устойчивую экономику.
В ходе обсуждений были рассмотрены финансовые решения, включая льготные кредиты и стимулы для судовладельцев, а также программы наращивания потенциала для поддержки квалифицированной морской рабочей силы. Национальный план действий обеспечит стратегическую основу для согласования усилий Бангладеш по декарбонизации морского сектора с национальными целями развития и международными климатическими обязательствами.
В качестве следующих шагов будет проведена национальная оценка исходного уровня и создана специальная целевая группа по разработке Национального плана действий.
Программа GreenVoyage2050 является крупной программой технического сотрудничества, инициированной IMO для оказания помощи развивающимся странам в сокращении выбросов ПГ от судоходства в соответствии со Стратегией IMO по ПГ 2023 года. Первый этап GreenVoyage2050 (2020–2023 гг.) поддерживал страны-партнеры в разработке политических рамок и пилотных проектов по сокращению выбросов ПГ с судов. Второй этап (2024–2030 гг.) продолжает и расширяет эту поддержку, используя финансирование от правительств Дании, Финляндии, Франции, Германии, Нидерландов и Норвегии.