В порту Шанхая 19 июня 2025 года состоялось историческое событие, знаменующее новый этап в борьбе за экологичность судоходства. Впервые в мировой практике была успешно проведена перекачка сжиженного углекислого газа по технологии «судно-судно» — непосредственно с борта контейнеровоза на специализированную баржу.
Участником этого уникального эксперимента стал контейнеровоз «Ever Top» компании Evergreen, который передал уловленный CO₂ на баржу «Dejin», находясь у причала глубоководного порта Яншань. Это стало возможным благодаря бортовой системе улавливания и хранения углерода (OCCS), установленной на судне годом ранее. Система, разработанная китайскими инженерами, способна улавливать свыше 80% выбросов CO₂ с впечатляющей чистотой 99,9%.
Новый метод перекачки открывает огромные перспективы для декарбонизации морского флота. Он обеспечивает высокую гибкость и эффективность, поскольку не требует создания сложной и дорогостоящей стационарной инфраструктуры в портах. Перегрузку CO₂ теперь можно осуществлять как у причала, так и в открытом море.
По словам официальных лиц, такой подход не только практичнее, но и значительно дешевле, ведь одна специализированная баржа способна принять объемы углекислого газа, несопоставимые с возможностями наземных хранилищ.
Данное достижение подтверждает прогнозы экспертов, изложенные в отчете DNV «Потенциал бортовых систем улавливания углерода в судоходстве». Успешное внедрение таких технологий напрямую связано с развитием всей глобальной цепочки по улавливанию, утилизации и хранению CO₂. Ключевую роль в ее создании играют крупные промышленные предприятия, такие как металлургические и цементные заводы, которые генерируют значительно большие объемы выбросов и формируют спрос на новую логистическую инфраструктуру.