Мировое судоходство переживает беспрецедентный сдвиг в сторону экологически чистых технологий. Несмотря на общее замедление на рынке строительства новых судов, в 2025 году наблюдается взрывной рост заказов на корабли, работающие на альтернативных видах топлива. Это свидетельствует о том, что судовладельцы активно перераспределяют капиталы в пользу активов, готовых к будущим экологическим требованиям.
Согласно данным аналитической платформы Alternative Fuels Insight (AFI) компании DNV, за первые шесть месяцев 2025 года объем новых заказов на суда с альтернативными силовыми установками достиг 19,8 миллиона валовых тонн, что на 78% превышает показатели за аналогичный период 2024 года. Хотя общее количество заказанных судов несколько снизилось — 151 против 179 годом ранее — их суммарный тоннаж резко возрос. Этот рост обусловлен в первую очередь заказами на крупные контейнеровозы, а также на танкеры, балкеры и паромы RoPax.
Эксперты DNV отмечают, что самые коммерчески значимые и сложные в эксплуатации сегменты отрасли теперь возглавляют переход на «зеленые» рельсы. Это подтверждает, что альтернативные виды топлива перестали быть нишевой стратегией и превратились в основное направление для инвестиций. «Даже на фоне замедления рынка новых судов выбор топлива диверсифицируется, а декарбонизация становится частью повседневных решений», — заявил Кнут Орбек-Нильссен, генеральный директор морского подразделения DNV. По его словам, энергетический переход теперь формируется не только первопроходцами, но и «второй волной» судовладельцев, которые интегрируют новые технологии в свои ключевые стратегии.
Безусловным лидером среди альтернативных видов топлива остается сжиженный природный газ (СПГ), на который пришлось 87 новых заказов общим тоннажем 14,2 миллиона тонн. В то же время метанол стремительно набирает популярность: в первой половине года было заказано 40 судов на метаноле суммарным тоннажем 4,6 миллиона тонн для различных сегментов, включая контейнеровозы, танкеры и автомобилевозы.
Такие виды топлива, как аммиак и водород, пока остаются нишевыми, но и здесь наблюдается активность, что говорит о доверии к их долгосрочному потенциалу. В портфель заказов были добавлены три судна на аммиаке и четыре — на водороде. Параллельно развивается и необходимая для перехода инфраструктура: за полгода было заказано 13 судов-бункеровщиков СПГ, что свидетельствует о согласованности между строительством нового флота и созданием логистики для его обслуживания.
Джейсон Стефанатос, директор по глобальной декарбонизации в DNV, подчеркнул, что отрасль не сбавляет амбиций, а переходит к более взвешенному подходу к инвестициям. «Мы внимательно следим за тем, как на будущие заказы повлияют новые правила Международной морской организации (ИМО) по интенсивности использования топлива. Ожидается, что они еще больше ускорят этот сдвиг по мере развития инфраструктуры и появления ясности в нормативной базе», — заключил он.