Начала свою работу новая международная инициатива Maritime Beyond Methane (MARBEM), цель которой — ускорить отказ мирового судоходства от видов топлива, содержащих метан. Проект объединяет политических экспертов, финансовых аналитиков, экономистов и научные организации из 13 стран для выработки решений по декарбонизации отрасли.
Запуск инициативы обусловлен резким ростом выбросов метана от судов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ). По данным MARBEM, с 2016 по 2023 год их объем увеличился на 180%. Эксперты подчеркивают, что метан, являющийся основным компонентом СПГ, в краткосрочной перспективе оказывает гораздо более сильный парниковый эффект, чем углекислый газ, что требует незамедлительных и научно обоснованных действий.
Несмотря на экологические риски, СПГ остается доминирующим выбором в отрасли. В настоящее время двухтопливные суда, способные работать на СПГ, составляют 55% от общего портфеля заказов на новые корабли. Согласно прогнозам, если эта тенденция сохранится, к 2030 году ископаемый газ может обеспечить более 10% энергетических потребностей морского транспорта.
Организация MARBEM выражает обеспокоенность тем, что даже так называемые «зеленые» альтернативы, такие как э-метан, био-СПГ или биометан, могут продлить зависимость отрасли от метановой инфраструктуры и тем самым затормозить достижение глобальных климатических целей. Деятельность инициативы будет сосредоточена на анализе всей цепочки поставок СПГ — от ископаемого до синтетического и биологического, а также на изучении технологий и нормативных актов.
По оценкам экспертов, в 2023 году суда на СПГ выбросили в атмосферу около 247 тысяч тонн метана. Связанный с этим климатический ущерб за год оценивается примерно в 950 миллионов долларов США, в то время как в 2016 году эта цифра составляла около 250 миллионов. Расчеты основаны на методологии Агентства по охране окружающей среды США «Социальная стоимость метана», которая учитывает международные стандарты, но не включает ущерб от других парниковых газов и последствий для здоровья людей.
В ближайшие месяцы MARBEM планирует тесно сотрудничать с Международной морской организацией (ИМО) и регулирующими органами Европейского союза в ходе переговоров по регламенту FuelEU. Инициатива будет предоставлять независимые данные и техническую экспертизу для разработки нормативных актов, которые помогут судоходной отрасли соответствовать мировым климатическим задачам и принимать взвешенные решения о будущем морских перевозок.