Европейская комиссия представила «Чистый промышленный курс» (Clean Industrial Deal), затрагивающий ряд областей, актуальных для судоходства и морского сектора, в частности, вопросы декарбонизации и потребности в устойчивых энергетических решениях. Этот курс предлагает меры по стимулированию всех этапов производства, уделяя особое внимание энергоемким отраслям, таким как сталелитейная, металлургическая и химическая промышленность. Эти отрасли остро нуждаются в поддержке для декарбонизации, перехода на чистую энергию, решения проблемы высоких затрат, недобросовестной глобальной конкуренции и сложных правил. Кроме того, курс фокусируется на секторе чистых технологий, который играет ключевую роль в будущей конкурентоспособности и необходим для промышленной трансформации, цикличности и декарбонизации.
Еще один элемент курса — цикличность, которая направлена на сокращение отходов и продление срока службы материалов за счет содействия переработке, повторному использованию и устойчивому производству. Наряду с курсом ЕС представил План действий по обеспечению доступной энергии (Affordable Energy Action Plan), направленный на снижение зависимости от импортируемого ископаемого топлива, ускорение внедрения чистой энергии и продвижение к электрификации и полностью интегрированному единому рынку энергии.
Европейская комиссия считает, что водород играет центральную роль в декарбонизации энергетической системы ЕС, в частности, в труднодоступных секторах, где электрификация пока не является жизнеспособным вариантом. Необходима четкая нормативно-правовая база. Поэтому в первом квартале 2025 года Комиссия примет делегированный акт по низкоуглеродному водороду, чтобы прояснить правила производства низкоуглеродного водорода.
Среди основных элементов «Чистого промышленного курса»: доступная энергия (ускорение внедрения чистой энергии и электрификации, завершение создания внутреннего энергетического рынка с физическими межсистемными связями, более эффективное использование энергии и сокращение зависимости от импортируемого ископаемого топлива); стимулирование спроса на чистую продукцию; финансирование чистого перехода (принятие новой рамочной программы государственной помощи Clean Industrial Deal для ускорения утверждения государственной помощи для развертывания возобновляемых источников энергии, декарбонизации промышленности и обеспечения достаточных производственных мощностей чистых технологий; усиление Инновационного фонда и предложение Банка промышленной декарбонизации с целевым финансированием в 100 миллиардов евро; запуск специального конкурса в рамках Horizon Europe для стимулирования исследований и инноваций в этих областях; внесение изменений в Регламент InvestEU для увеличения объема финансовых гарантий, которые InvestEU может предоставить для поддержки инвестиций, что, в свою очередь, мобилизует до 50 миллиардов евро для развертывания чистых технологий, чистой мобильности и сокращения отходов); цикличность и доступ к материалам; действия в глобальном масштабе; навыки и качественные рабочие места.
Представление «Чистого промышленного курса» вызвало незамедлительную реакцию со стороны ряда организаций энергетического, транспортного и морского секторов. Европейские судовладельцы (ECSA) приветствуют признание судоходства одним из пяти секторов, в которых должен реализовываться «Чистый промышленный курс».
Генеральный секретарь ECSA Сотирис Раптис сообщает, что обеспечение целевых инвестиций в производство, распределение и использование устойчивого морского топлива в рамках предстоящего Инвестиционного плана устойчивого транспорта имеет решающее значение для достижения целей сектора по декарбонизации при сохранении конкурентоспособности европейского судоходства. ECSA горячо приветствует признание судоходства в качестве одного из приоритетных секторов «Чистого промышленного курса». Сотирис Раптис подчеркивает, что судоходство является краеугольным камнем энергетической безопасности и безопасности цепочек поставок Европы и находится на переднем крае энергетического перехода.
Всемирный совет судоходства (WSC) отмечает, что рассматривает «Чистый промышленный курс» как возможность для Европы преодолеть разрыв в ценах на топливо и создать ключевую инфраструктуру, необходимую для осуществления перехода. Ключевые аспекты курса, включая ускорение развертывания возобновляемых источников энергии, продвижение возобновляемого и низкоуглеродного водорода и увеличение финансирования чистого перехода на уровне ЕС, имеют решающее значение для производства экологически чистого морского топлива, необходимого для декарбонизации судоходства.
Однако WSC предупреждает, что текущие инвестиции в ключевые элементы, необходимые для экологически чистого морского топлива, такие как «зеленый» водород, слишком малы, и подчеркивает необходимость того, чтобы будущее финансирование значительно превосходило прошлые усилия для удовлетворения потребностей отрасли. Президент и главный исполнительный директор WSC Джо Кромек заявляет, что если «Чистый промышленный курс» будет полностью реализован, он предоставит Европе возможность укрепить свои позиции в качестве глобального судоходного узла. Он напоминает, что ЕС, как один из крупнейших экспортеров в мире, экономическая мощь и глобальное влияние которого зависят от судоходства, без необходимых инвестиций и приверженности рискует остаться позади.
Организация Transport & Environment (T&E) также приветствовала новые планы ЕС по снижению затрат на энергию за счет удвоения усилий по развертыванию возобновляемой электроэнергии и активизации дополнительных инвестиционных и торговых инструментов для масштабирования чистых технологий. Однако в организации отметили, что решение отложить предложение о целевом показателе ЕС по климату на 2040 год посылает очень тревожный сигнал.
Директор по судоходству T&E Фейг Аббасов отмечает, что «Чистый промышленный курс» является шагом в правильном направлении, признавая существенную роль, которую «зеленое» топливо, получаемое из водорода, играет в декарбонизации судоходства и авиации. Однако Аббасов подчеркивает, что в Плане отсутствуют существенные детали о том, как ЕС собирается преодолеть разрыв в ценах между ископаемым топливом и более экологичными альтернативами или решить проблему необходимости более крупных и долгосрочных обязательств по закупкам.
Порт Роттердама и порт Антверпен-Брюгге приветствовали «Чистый промышленный курс», после того как в январе призвали Комиссию осуществить крупномасштабные инвестиции в конкурентоспособность промышленности в Европе.
После публикации Курса главный исполнительный директор администрации порта Роттердама Баудевейн Симонс сообщает, что портовые власти осуществляют значительные инвестиции в крупномасштабные переходные проекты и в настоящее время работают с партнерами над созданием новой инфраструктуры в портах. Он добавляет, что теперь необходимо дать возможность компаниям также инвестировать в новую экономику. Эффективная и последовательная промышленная политика ЕС и национальных правительств является важной предпосылкой в этом отношении.
Главный исполнительный директор порта Антверпен-Брюгге Жак Вандермейрен сообщает, что они приветствуют «Чистый промышленный курс», представленный Урсулой фон дер Ляйен в Антверпене. Это знаменует собой важный шаг в укреплении европейской промышленности. Он добавляет, что настало время для конкретных действий, целенаправленных мер и ясности, чтобы компании могли инвестировать в устойчивое и конкурентоспособное будущее.